Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

"Патриотизм" вместо физики - лекарство от ксенофобии?



На днях представители партии "Единая Россия" сообщили, что нашли способ победить ксенофобию россиян. Они предлагают изменить школьную программу таким образом, чтобы в старших классах вместо углубленного изучения профильных предметов было введено "патриотическое воспитание" школьников. Однако поможет ли подобный проект излечить данную напасть?

Предложение, прозвучавшее 16 декабря нынешнего года на заседании Государственно-патриотического клуба "Единой России", по сути дела, является "скороспелой" эмоциональной реакцией на столичные беспорядки 11 и 14 декабря, поскольку ни о каких серьезных выводах, основанных на глубоком анализе ситуации, говорить не приходится - за столь малое время подобный анализ просто невозможен.

Что же это за "эпохальное решение"? Его автор, генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков, заявил, что все эти негативные явления - результат отсутствия у молодежи надлежащего патриотического воспитания. "Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади", - сообщил он собравшимся единороссам.

Интересно, что, делая столь "глобальные" выводы, г-н Кондаков как-то упустил из виду, что обычно воспитанием ребенка занимается не только школа, но и семья, причем в ряде регионов (например, на Северном Кавказе) куда в большей степени. Не исключено, конечно, что детей директоров крупных компаний, бизнесменов и госслужащих высокого ранга действительно воспитывают в основном педагоги, а не родители, поскольку тех вечно нет дома, однако в трагическую декабрьскую субботу на Манежной площади "привилегированных" детей как раз и не было. Так что на чем основан подобный вывод, лично мне не понятно.

Однако вернемся к сути предложения единороссов. Главной целью педагогов старших классов, по их мнению, должно стать воспитание нравственного и ответственного патриота. А для этого, согласно проекту, учебный день начиная с 9-го класса нужно разделить как бы пополам (причем не понятно, какая "половина" большая): в первой половине будут проходить собственно уроки, во второй - поисковые работы на полях боевой славы и прочие акции, направленные на формирование гражданина.

Но это еще не все. Для осуществления подобного проекта школьную программу, естественно, придется сократить вдвое. Так что - радуйтесь, старшеклассники, и плачьте, родители! - школьных предметов останется всего девять. Из них четыре будут обязательными - это физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, "гражданская зрелость" (не совсем понятно, что это за птица, наверное, что-то вроде советских "Основ государства и права"), и "Россия в мире" (что-то вроде "Истории Отечества"). Остальные же пять - "по выбору".

Интересно, что последний пункт все-таки вызвал некоторую дискуссию. Скептики привели контраргумент, согласно которому это предложение лишит старшеклассников возможности поступать в вузы. Предположим, говорили они, молодой человек интересуется естественными науками. Значит, он выберет химию, физику, алгебру, биологию. Но ведь это уже четыре предмета! Выходит, из языков он сможет изучать только один: либо русский, либо иностранный, либо ни одного, если его интересует география. Однако знаний лишь по этим предметам недостаточно, чтобы успешно сдать вступительные экзамены.

Однако их оппоненты заверили, что все не так страшно и эта проблема легко решается. Ведь можно объединить близкие предметы в так называемые "интегрированные курсы": к примеру, химию, физику и биологию можно "скрестить", в результате чего родится единый предмет под названием "естествознание". Так что времени для изучения языков, математики и других дисциплин будет достаточно.

По мнению авторов проекта, нововведение позволит в дальнейшем избежать событий, аналогичных тем, что случились недавно в российской столице. Приводились даже некоторые расчеты (правда, не понятно, как и кем сделанные): если проект будет принят, то уже через 5-7 лет "производство патриотов" будет поставлено на поток. А это, в свою очередь, искоренит национализм, ксенофобию и прочие негативные явления (хотя опять-таки, не ясно, каким образом).

Уважаемые читатели, вам это ничего не напоминает? Лично мне напоминает! Реформу образования, проведенную нацистами в Германии в 30-х годах прошлого века. Там тоже делили учебный день напополам, причем вторая половина была посвящена патриотическим мероприятиям. И так же "скрещивали" предметы в интегрированные курсы, чтобы высвободить время для "идеологически правильных дисциплин". Что из этого получилось, всем хорошо известно.

Однако не будем вслед за единороссами поддаваться эмоциям, а попробуем на минуту представить, что обсуждаемое "ноу-хау" все же воплотилось в жизнь. Что же тогда будет? На самом деле ничего хорошего. Ведь старшие классы нужны в школе, чтобы подготовить учащихся к получению высшего образования (те, кто не хочет поступать в вуз, заканчивают учебу в девятом классе, а потом идут в техникумы и профтехучилища). Данный же проект лишает школьников необходимой подготовки.

Ну скажите, пожалуйста, куда возьмут человека, который не изучал на углубленном уровне физику или биологию, а два года зубрил какое-то абстрактное естествознание? Ни на физический,ни на биологический факультет университета, например МГУ, он точно не попадет - там большинство экзаменационных вопросов по профильной дисциплине подразумевают углубленное знание предмета, а его-то новый проект как раз и не предусматривает.

И кто же в итоге будет работать в создаваемом ныне иннограде "Сколково"?! Не физики, не химики и не биологи, а неведомые "естествознанцы"! Можно представить, что они там будут разрабатывать! Видимо, неизвестные науке "естествознанческие инновации", от которых, без сомнения, не будет никакого толку: давно уже не секрет, что для современной науки и нынешних технологий характерна очень узкая специализация. Хотя решить проблему "утечки мозгов" проект, конечно же, поможет - через те самые пять-семь лет "утекать" будет просто нечему.

Однако самое интересное заключается в том, что поставленную задачу, то есть предотвращение распространения ксенофобии, предлагаемая концепция не в силах решить, поскольку авторы проекта, видимо, не совсем понимают, откуда она берется. Современные исследования антропологов доказали, что данная поведенческая программа человека, к сожалению, является врожденной, то есть запрограммированной на генетическом уровне. Иначе говоря, каждый ребенок исходно ксенофоб. Когда-то в этом был заложен глубокий смысл: во времена, когда первобытные люди только начинали становиться разумными, ксенофобия была выгодным приспособлением для отдельной человеческой группы, - во-первых, она предотвращала скрещивание Homo sapiens с близкородственными видами, а во-вторых, не позволяла стае бесконтрольно разрастаться за счет пришлых особей (в этом случае для нее просто не хватило бы пищи).

Однако, когда люди усовершенствовали навыки выживания, научились делать запасы еды, что позволило им не зависеть напрямую от природных условий, ксенофобия стала невыгодна - дальнейшее совершенствование технологий невозможно без постоянного обмена информацией, а ксенофобия ему мешает. Поэтому данная поведенческая программа ушла в глубины психики, на подсознательный уровень, который контролируется центрами, отвечающими за разумное поведение. Однако до конца она все-таки не исчезла.

Психологи доказали, что, когда условия жизни людей катастрофически ухудшаются, из глубин их сознания вырываются на поверхность самые архаичные поведенческие программы. Ксенофобия - одна из них, причем самая "слабая", поскольку справиться с этой напастью достаточно просто.

Достаточно лишь улучшить условия жизни, и разум снова возьмет психику под контроль и прогонит "гостей из прошлого" обратно в "подвалы сознания". Правда, для этого необходимо, чтобы разум человека был достаточно натренированным, иными словами - его носитель должен быть умным и образованным, иначе он просто не сможет понять, что случилось с его сознанием.

Однако предлагаемый проект лишает наших детей возможности стать умными и образованными. Логично предположить, что при небольшом ухудшении условий жизни, когда ксенофобия опять вырвется наружу, инструмента, который мог бы с ней справиться, у них не будет. И мы получим не спад ксенофобских и националистических настроений, а наоборот - их небывалый всплеск. Вот тут-то уж точно одной Манежной площадью дело не обойдется!

Так что, перед тем как выносить подобные поспешные проекты на обсуждение в законодательные органы власти, нужно сначала хотя бы чуть-чуть изучить проблему. Например, выяснить, сколько человек, принимавших участие в погроме, имели полное среднее образование, какова доля выходцев из проблемных семей среди погромщиков, каков их средний годовой доход и т. п. По крайней мере, после такого исследования можно будет четко представить, какая группа граждан нашей страны наиболее подвержена ксенофобии. А потом уж решать, как реформировать школьное образование, чтобы оно помогало справиться с наследием каменного века...



Антон Евсеев
http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/17-12-2010/1061356-xenophobos-0/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь