Арбитражный суд Москвы отменил итоги конкурса по выбору организации, ответственной за сбор авторских отчислений в размере 1% от стоимости изделия с импортеров и производителей техники, сообщает. Иск был подан конкурентом РСП - Российским обществом по смежным правам (РОСП). Михалков готов подать апелляцию на решение в вышестоящую инстанцию.
Этот сбор получил в российской блогосфере название "налога на болванки". Налог взимается со всех носителей аудиовизуальной информации, в том числе с DVD-дисков, флешек, мобильных телефонов и компьютеров. О неконституционности этого налога говорили многие, однако борьба ныне ведется не за его отмену, а за право запустить руку в карман потребителя и распоряжаться немалыми деньгами.
Объем ежегодных сборов оценивается в $150-$200 млн Собирая немалые средства ежеквартально, РОСП обязуется обеспечить лишь ежегодные выплаты, то есть по сути, может распоряжаться полученными деньгами в течение года на свое усмотрение.
Для того чтобы сбор с каждой болванки или иного налогооблагаемого объекта был законным, надо четко доказать, что покупатель будет копировать на него (с его помощью) именно защищенный авторским правом контент. Но этим никто и не планирует заниматься. Универсальность и возможность многократного использования носителей и оборудования технологически исключают такую возможность.
Это явное свидетельство реакционности современного "копирайтерского" законодательства. Поэтому платить будут все, то есть и те, кто никогда не скачивает музыку на мобильный, не смотрит пиратские диски и т. д.
На получение возможности взимания сбора Росохранкультурой был объявлен конкурс. Заявки подали две структуры - РСП и Российское общество по смежным правам (РОСП). Постановление о введении налог было подписано премьером РФ Владимиром Путиным 14 октября и опубликовано 18 октября 2010 года. А заседание конкурсной комиссии по выбору аккредитованной организации прошло еще 20 сентября 2010 года, что и было использовано РОСП как повод к подаче иска.
К тому же, уполномоченное ведомство объявило итоги конкурса с месячным опозданием - 26 октября 2010 года. Кстати, РОСП еще до проведения конкурса было ответственно за сбор, но практически не осуществляло его из-за отсутствия нормативной базы.
Советом РСП была определена и обнародована структура расходования: на покрытие собственных трат будет удерживаться не более 15% от собранных средств. Остальные 85% будут распределяться между правообладателями в пропорции: 40% - авторам музыки и кино, 30% - исполнителям, еще 30% - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.
Стоит отметить, что раньше по данным СМИ, ссылавшимся на документы Росохранкультуры, фигурировали другие цифры. В частности, 60% планировалось отчислять в некие фонды, а 20% - расходовать на собственные нужды РСП. Таким образом, собственно авторы оставались не то что на втором, а на третьем плане при распределении средств.
РОСП предложила свою схему распределения средств: 90% шло бы авторам, 10% - на покрытие фактических расходов. Только вот предлагаемая РОСП налоговая ставка была еще выше.
Фискальное творчество ведомств, прикрываемое борьбой с пиратством, не знает пределов. В докладе "О совершенствовании правового регулирования оборота объектов авторских и смежных прав сети Интернет", представленном в правительстве еще в ноябре, замминистра культуры Екатерина Чуковская предложила взимать деньги с производителей техники, которая "воспроизводит" или позволяет копировать печатные произведения, включая авторские произведения. Изменения планируется внести в 1244 статью Гражданского кодекса.
Таким образом, в России могут ввести еще один дополнительный сбор с компьютеров, электронных книг и принтеров. При этом доходы от сборов, так же как и "налог на болванки", предполагалось направлять в Российский союз правообладателей, созданный кинорежиссером Никитой Михалковым.
Сергей Николаев
http://www.bigness.ru/articles/2011-01-26/news/121271/