Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

ГЛОНАСС разбирают на чипы



Крупнейшие производители микроэлектроники намерены представить решения с поддержкой российской навигационной системы. В их числе американские компании Atheros и Broadcom, британская CSR и французская STMicroelectronics. Поставками чипов ГЛОНАСС для использования в своих навигационных устройствах интересуется китайская корпорация MIO.

К сожалению, российские производители из-за технологического отставания вряд ли смогут составить конкуренцию как западным производителям, так и представителям азиатско-тихоокеанского региона.

В июне прошлого года исполнительный директор крупнейшей российской финансовой корпорации 'Система' Владимир Евтушенков обратился к премьер-министру Владимиру Путину с предложением запретить ввоз в страну навигационных устройств, не имеющих поддержки отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС.

В декабре 2010 года 'Ситроникс' (дочка АФК 'Система') показала опытный образец на чипе 90 нанометров, разработанный американской Qualcomm. Массовое производство планируется начать в 2011 году. Однако мировые производители уже наладили выпуск изделий в 45-60 нанометров и они будут более востребованы в мобильных устройствах. КБ 'Навис', представившее свои устройства, не нашло в РФ производителей рамок для корпуса навигаторов ГЛОНАСС.

В таких условиях отечественным производителям достанется в лучшем случае небольшой кусок внутреннего рынка, где по требованиям безопасности допустимо использование только российских чипов. Наверное, можно рассчитывать и на программу оборудования ГЛОНАСС общественного транспорта.

Уже ближайшей весной один из крупнейших сотовых операторов МТС обещает продавать под своим брендом смартфоны с ГЛОНАСС. Однако это будут изделия производства китайской ZTE.
 
В поставках чипов под ГЛОНАСС заинтересована и китайский производитель навигационных устройств MIO. Как рассказал CNews директор китайского производителя навигаторов Mio по региону EMEA Стив Чанг, с перечисленными поставщиками из США и Великобритании его компания уже ведет переговоры о поставках ГЛОНАСС-чипов для использования в навигаторах.

Недавно о разработке одночипового приемника Teseo II, способного принимать сигналы спутниковых систем GPS, ГЛОНАСС, европейской GALILEO и японской QZSS, заявил французский производитель микроэлектроники STMicroelectronics. Эта французская компания ориентирована в первую очередь на автомобильный рынок. Сообщается, что стоимость устройства STMicroelectronics не превысит $6 (при объемах партии в 500 тыс. штук), а размер составляет 9×9×1,2 мм. Стоимость приемника КБ 'Навис' при массовом производстве составляет по предварительным данным порядка $15, а габариты в корпусе - 9×11×2,5 мм. Он поддерживает GPS, ГЛОНАСС, GALILEO, а также китайскую систему COMPASS.

Упомянутую европейскую систему глобального позиционирования GALILEO планируется запустить в 2014-2016 годах, японскую QZSS - в 2013 году. Теоретически РФ опережает и тех и других, однако и в космической части программы у России не все в порядке, выход на полноценное функционирование системы уже не раз откладывался и по всей вероятности ГЛОНАСС начнет приносить прибыль не ранее 2013 года.

В начале декабря 2010 года в Тихий океан рухнуло три спутника ГЛОНАСС, унеся с собой и порядка 5 млрд рублей. Доукомплектование группировки из 24 спутников перенесено на полгода. Примечательно, что запуск был застрахован менее чем на 5% от всей суммы.

Уже 2 февраля стало известно, что военный спутник, запущенный 1 февраля с космодрома Плесецк с помощью ракеты-носителя 'Рокот', не вышел в установленное время на связь с Землёй. Он также не был зафиксирован наземными средствами. По данным Минобороны, это был один из двух спутников орбитальной 'группировки' спутников 'Гео-Ик-2', предназначенной для построения высокоточной геодезической сети в геоцентрической системе координат, дистанционного зондирования земли, определение морского геоида и мониторинга ледовой обстановки.

У России нет научного спутника. А у США и ЕС - более трех десятков. Россия данные о солнечной активности и магнитных бурях получает с запущенного в 1995 году НАСА и ЕКА телескопа Soho, пишет журнал 'Финанс'. У страны нет также своего метеоспутника, необходимые данные безвозмездно берутся с американских и европейских космических аппаратов. Как отмечает издание, метеоагентства США и Европы недавно договорились, что в случае международного конфликта третьи страны не будут получать данную информацию.

Российская система ГЛОНАСС, как и всякий комплексный глобальный продукт является прекрасным индикатором состояния российской экономики и высокотехнологичных перспектив нашей страны. Россия не способна занять место на мировом рынке приемных устройств, что отрезает важнейший сектор смежной отрасли, способный генерировать немалую прибыль и являющийся стратегическим с точки зрения технологической безопасности.

Не выглядит надежной и орбитальная группировка спутников. Или против РФ ведется орбитальная война, или уровень брака в космическом машиностроении чересчур велик. Стоит ли напоминать, что собственно сама система является уже достаточно старой советской разработкой, а группировка спутников военного назначения с явным коммерческим потенциалом была выведена еще в 1995 году.

Однако у ГЛОНАСС на данный момент имеются определенные конкурентные преимущества, которые нужно с толком использовать на этапе становления на мировом рынке телеметрических услуг. По количеству выведенных на орбиту спутников и покрытию она опережает ближайших конкурентов (за исключением GPS).

У американской системы по-прежнему есть большие 'белые пятна'. В частности, из-за особенностей расположения группировки в северных широтах GPS работает не очень качественно. Она не обслуживает пространство над Северным полюсом, где пролегают воздушные трансатлантические коридоры. Но там есть ГЛОНАСС. Так что в Финляндии, Норвегии, Канаде и других северных странах ГЛОНАСС востребована и используется.


Анатолий Мирановский
http://www.bigness.ru/articles/2011-02-02/news/121468/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь