Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Кинобизнес в России - занятие рискованное



Ленинская дефиниция о том, что "самым важным из искусств является для нас кино", кажется, вновь обретает в России свою актуальность, утраченную в 90-е, когда отечественный кинематограф пребывал в полнейшем упадке. О том, что государство решило серьезно заняться вопросами кинобизнеса, свидетельствуют итоги заседания Совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ, которое провел премьер-министр Владимир Путин накануне открытия кинофестиваля в Белых Столбах.

"Каждое поколение снимает свое кино и показывает своих героев. Во многом по экранным образам, по содержанию фильмов будут судить и о нашем времени", - заявил премьер, открывая заседание Совета.

Напомним, правительственный Совет по развитию отечественной кинематографии был создан 24 декабря 2008 года. В его задачи входят подготовка и рассмотрение предложений по государственной поддержке кинопроизводства, проката, показа российской кинопродукции, а также ее распространению за рубежом и внедрению новых технологий в области кинематографии. В состав совета входят как чиновники, так и представители киносообщества: вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, режиссеры Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, глава созданного в прошлом году Киносоюза Борис Хлебников.
 
В 2009 году при государственной финансовой поддержке было создано 77 полнометражных игровых фильмов и киножурналов (в том числе, шесть фильмов для детей и 30 фильмов-дебютов), в 2010 году эти показатели составили соответственно 55 полнометражных игровых фильмов и киножурналов (из них пять фильмов для детей и девять фильмов-дебютов). Для такой страны, как Россия, это крайне низкий показатель кинематографического процесса. Поэтому разговор на совете, куда были приглашены также отечественные кинорежиссеры: Эльдар Рязанов, Федор Бондарчук, Алексей Герман, Павел Лунгин, - получился конструктивным и не во всем лицеприятным.

Основную часть заседания занял доклад председателя. В первую очередь Владимир Путин сообщил, что на поддержку кинопроизводства в 2011 году будет выделено более 4,3 миллиарда рублей, из которых около 1,4 миллиарда будет направлено через Министерство культуры. Эти данные есть в постановлении правительства, подписанном в декабре 2010 года; там, правда, говорилось, что через Минкульт будет направлено вдвое меньше средств. Но основная проблема, по мнению премьер-министра, не в их количестве.

"Главный вопрос - насколько эффективно эти средства будут использованы", - сказал Путин. Премьер отметил, что при старой системе поддержки можно было получать неплохой доход от самого процесса производства, не пытаясь завоевать зрительскую аудиторию, а небольшая доля отечественного кино в кинотеатрах (в 2010 году из 338 фильмов лишь 69 были отечественными) вызвана нежеланием кинопрокатных компаний "связываться" с заведомо убыточными и скучными картинами.

Владимир Путин напомнил участникам совещания, что больше года назад был создан Фонд социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа, который должен был способствовать производству и продвижению национальных фильмов. Фондом были выбраны восемь успешных компаний, получивших от государства в среднем по 150 миллионов рублей. И хотя итоги их деятельности будут подведены только осенью, премьер констатировал: "Уже сейчас можно сказать, что не раз картина с многомиллионным бюджетом и раскрученным пиаром не пользуется популярностью у зрителя. В то же время весьма скромные по затратам фильмы вызвали у российской аудитории колоссальный интерес и подтверждали его самыми престижными международными премиями. Убежден, что мы не должны здесь что-либо искусственно ограничивать, устанавливать какие-то квоты. Выбор должен оставаться за зрителем, который лучше всяких критиков дает оценку качества фильмов".

Не трудно догадаться, в чей огород были брошены премьерские камешки. Коммерческий провал михалковского блокбастера "Утомленные-2" или недавнее фиаско рождественского фильма Андрея Кончаловского свидетельствуют о том, что кинобизнес у нас представляет собой, с одной стороны, серьезные риски, но с другой - может приносить значительную прибыль, как это было с фантастическим успехом бекмамбетовских "Ночных дозоров".

Оглядываясь на опыт финансирования кинопроизводства двух ведущих кинематографических держав США и Индии, Министерство культуры РФ при участии АФК "Система" разработало механизм кредитования кинопроизводства под залог прав на использование создаваемых фильмов. Эту идею на заседании правительственного совета по развитию отечественного кино озвучил министр культуры РФ Александр Авдеев. По его словам, банки будут принимать эти права как обеспечение выдаваемых кредитов, что позволит привлекать дополнительные внебюджетные средства для кинопроизводства. Александр Авдеев считает, что основной проблемой использования фильма в качестве обеспечения банковских кредитов является предоставление гарантий завершения съемок и оценка его стоимости как нематериального актива и предмета залога. Глава Минкультуры сообщил, что по этой теме была создана рабочая группа, куда планируется привлечь независимых экспертов, представителей компаний, обеспечивающих гарантии завершения кинопроизводства.

При этом министр отметил, что частные коммерческие банки до сих пор настороженно относятся к идее кредитования кинопроектов, поскольку механизма страхования их рисков пока не выработано. И если уж в кинопрокате с треском проваливаются фильмы именитых режиссеров, каковы гарантии возвращения затраченных средств на киноленты, не имеющие зрительского успеха.

Еще одна причина, по которой банки занимают выжидательную позицию - кособокость отечественного кинопроката. "В 2010 году в России насчитывалось 2245 кинозалов. При этом все они сосредоточены в 137 городах страны, а городов в России более тысячи - и это только городов. По предварительным подсчетам, чтобы удовлетворить существующую потребность, мы должны открыть еще как минимум столько же кинозалов. Но и это будет раза в три меньше, чем в развитых странах", - подчеркнул на заседании Путин.

Маленькие провинциальные города, в которых старые кинотеатры и дома культуры нынче превращены в торговые точки, остаются в стороне от проката. И такое положение в одночасье не изменить. Так что до Голливуда и Болливуда нашему отечественному кинематографу сегодня как до Луны.


Иван Туляков
http://www.bigness.ru/articles/2011-02-04/kino/121577/







 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь