Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Последнее болгарское предупреждение



Россия готова выйти из проекта нефтепровода Бургас - Александруполис. Об этом заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко. Проект в обход черноморских проливов и Турции, которая строит и сухопутные нефтепроводы, выглядел весьма перспективным. Однако сейчас Россия не делает ставку на этот трубопровод, несмотря на то что проект экономически целесообразен.

Нефтепровод Бургас - Александруполис предполагался как сухопутная альтернатива переброски нефти через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, которые, как считает Турция, давно перегружены. Аналогичные цели были заявлены и относительно конкурирующего с ним турецкого проекта, нефтепровода Самсун - Джейхан.

Проект Самсун - Джейхан уже запущен. Он выгоден турецкой стороне, которая получит финансовые выгоды не только от транзита, но и от построенных нефтеперерабатывающих заводов и перевалки нефти. Растущее геополитическое влияние в деньгах измерить сложнее, однако влияние страны в регионе растет благодаря диспетчерской функции Турции. Анкара заинтересована в том, чтобы загрузить проект российской нефтью.

В 2007 году Россия, Болгария и Греция подписали межправительственное соглашение о строительстве почти 300-километрового нефтепровода. Для его осуществления 6 февраля 2008 года была зарегистрирована компания Trans-Balkan Pipeline B. V., в которой 51% принадлежит России и 49% делят пополам Болгария и Греция. Участниками проекта с российской стороны являются "Транснефть", "Роснефть" и "Газпром нефть".

Пропускная способность нефтепровода протяженностью около 300 км составит 35 млн т нефти в год с возможностью увеличения до 50 млн т в год. Стоимость строительства оценивают в 1 млрд евро.
 
В 2009 году к власти в Болгарии пришло правительство Бойко Борисова. У проекта сразу возникли трудности в виде экологических рисков, которые, как полагает ряд аналитиков, являются эвфемизмом неудовольствия финансовыми условиями сделки.

"Болгарию не устраивают условия, по которым после строительства нефтепровода Бургас - Александруполис, где российскому трубопроводному консорциуму принадлежит 51%, а Болгарии и Греции - 49%, она будет получать лишь плату за транзит нефти", - полагает аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова.

Растет и задолженность участников проекта. Задолженность Болгарии по проекту составляет 7,3 млн евро, а находящейся в долговом кризисе Греции - 129 млн евро. В прошлом году Греция и Болгария не вносили ежегодную плату, а работу греческих и болгарских служащих оплачивала российская сторона.

В связи с этим российские участники консорциума заявили о замораживании деятельности, а после нулевой реакции со стороны других участников - о возможности выхода из проекта.

"Статус проекта сегодня такой, что мы практически заморозили всю деятельность, ждем окончательных официальных решений болгарского правительства. Исходим из того, что есть соответствующие межправительственные, корпоративные соглашения. Будем вести себя в соответствии с ними, в том числе, возможны варианты выхода (из проекта. - Ред.)", - отметил министр, - цитирует министра энергетики Сергея Шматко РИА Новости.

По итогам состоявшегося 17 февраля заседания акционеров наблюдательного совета компании Trans-Balkan Pipeline (ТВР) болгарской стороне было предложено до 20 марта 2011 года погасить имеющуюся задолженность и продолжить дальнейшее финансирование нефтепровода Бургас - Александруполис.

"В целом, можно сказать, что некоторая "приостановка" проекта со стороны Болгарии объясняется тем, что на позицию государства оказывает давление ЕС. На протяжении последних лет европейские страны пытаются диверсифицировать поставки энергоресурсов и снизить зависимость от России. Кроме того, иностранные компании в настоящее время достаточно осторожны в инвестициях в крупные инфраструктурные проекты. На это влияют политические и экономические факторы. В случае "замораживания" строительства нефтепровода Бургас - Александруполис для России альтернативными проектами в вопросе прокачки каспийской нефти могут стать Самсун - Джейхан, БТС-2", - отмечает старший специалист аналитического отдела ИК "Баррель" Анна Анненкова.

"Экономически задача выглядит так: нужно разгрузить проливы. Но есть же и политическая задача - лишить Турцию возможности шантажировать Россию, тем более что политическое будущее Турции далеко не так безоблачно. Поэтому я лично думаю, что проект Самсун - Джейхан не самый разумный, потому что вы обходите Турцию через территорию самой же Турции. А Бургас - Александруполис решает задачу транзита из Черного моря в Средиземное, но это не Турция. Это через Болгарию мы выходим в Грецию", - отмечает в комментарии "Голосу России" генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. При этом, как полагает эксперт, осуществлять сразу два проекта бессмысленно.


Владимир Шабанов
http://www.bigness.ru/articles/2011-02-28/news/122288/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь