Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

"Индивидуальный проект" для Митрофанушки



Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), предлагаемый Минобрнауки, вызвал бурю возмущения родителей и педагогов, поскольку выяснилось, что преподавать в старших классах станут только четыре обязательных предмета - физкультуру, ОБЖ, "Россию в мире" и подготовку индивидуального проекта. Все остальные предметы школьники смогут выбрать по желанию. Чего же нам ждать от такой школьной реформы?

Сразу же заговорили о том, что из школы хотят создать "пансионат для Митрофанушек", который будет штамповать недорослей и неучей. Наиболее резко выразил свое отношение к реформе школьного образования спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он считает, что сокращение числа обязательных к изучению школьных предметов может подорвать российскую государственность. "Убежден, что они должны включать в себя в качестве обязательных такие предметы, как история, литература, русский язык, химия, физика, математика. Иначе мы просто потеряем молодежь, а с ней будущее нашего Отечества", - сказал Миронов.

Тысячи учителей, академиков, писателей и родителей, среди которых Эдуард Успенский, Борис Стругацкий, Людмила Улицкая и многие другие, подписали открытое письмо к руководству страны. В нем, в частности, говорится, что "ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не выгодно объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития: И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности".

Министр образования Фурсенко считает, что его планы по реформированию школы неправильно поняли. В интервью "КП" он заявил: "Очень часто раздаются нервные вскрики: то народ перепугали, что обучение в школах станет платным, то - что в старшей школе будут учить только четыре предмета. Это явное передергивание. Уж не знаю - от непонимания или от желания лишний раз взбудоражить людей. Мало кто на самом деле отдает себе отчет, что изменения в образовании идут комплексные. И стандарты, и новая система оплаты труда, и право школ вести собственную финансовую деятельность - это кирпичики, из которых отстраивается новое здание на месте покосившейся избушки".

Складывавшаяся десятилетиями система среднего школьного образования - "покосившая избушка", которую необходимо снести. А что взамен?

Фурсенко сообщил, что министерство выберет школы для апробации новых стандартов для старшеклассников: "Мы выбираем несколько десятков, может быть, сотен школ, готовых попробовать поработать по новым стандартам. И только после того, как мы увидим, что процесс идет более-менее нормально, будут внесены коррективы (они обычно появляются в ходе практического применения) и мы начнем осторожное, поэтапное введение стандарта".

В 2011 году по новым федеральным образовательным стандартам будут учить в начальной школе, в 2012 году - в основной школе. В старшей школе (10-11 классы) эксперимент по новым стандартам будет проведен в 2013 году, а повсеместно их введут, предположительно, с 2020 года.

Министерство образования считает, что школьники сами вольны выбирать те школьные дисциплины, которые наиболее близки их интересам. Сейчас разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература. Вторая группа - иностранные языки. Третья - математика и информатика. Четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп ученик сможет выбрать один-два предмета. А вот для трех предметов вариации будут невозможны. Это курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех.

Хотя уже давно в средней школе и ОБЖ, и физкультура стали притчей во языцех, как "дверь, котора прилагательна", для Митрофанушкиного понятия.

Реформы Министерства образования предусматривают еще и подготовку некоего "индивидуального проекта". Что это такое? В начале 90-х годов ходил такой совсем не смешной социологический анекдот, согласно которому все школьницы мечтали стать путанами, а школьники - киллерами. Недоросль Митрофан, как известно, "не хотел учиться, а хотел жениться". Может быть, таинственный "индивидуальный проект" предполагает "науку поиска выгодного жениха (невесты)".

В конце концов, такая "партия" решает все дальнейшие проблемы и с высшим образованием, и с трудоустройством. И незачем забивать себе голову десятком совершенно ненужных дисциплин, которые, по мнению министерства, "вымываются в лучшем случае сразу после экзамена". Видимо, в части "индивидуального проекта" еще предстоят более подробные и глубокие разъяснения со стороны новаторов.

"Им (школьникам) просто забивают ум огромным количеством знаний", - считает министр образования и науки. И одновременно признается, что главным стали не знания, как это было в СССР, а атрибутика: "Нужна корочка престижного вуза? Пожалуйста! Произошла, условно говоря, "оптимизация" системы получения этих атрибутов. Для того чтобы получить диплом, нередко требовалось только создать видимость обучения. В особенности это касалось платного образования".



Иван Туляков
http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/28-02-2011/1068003-school-0/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь