Авиаперевозчиков всего мира, в том числе и России, Евросоюз решил подключить к своим внутренним квотам на выброс СО2 в атмосферу. Билеты на авиарейсы в страны ЕС с 2012 года подорожают на $5-25. В российском МИДе считают, такие действия ЕС по включению во внутреннюю систему по торговле квотами "не противоречат нормам международного права".
Сейчас во внутреннюю систему воздухоторговли Евросоюза включено порядка 4 тыс. компаний 9 секторов экономики. Согласно директиве ЕС (2008/101/ЕС), вступившей в силу 2 февраля 2009 года, с 2012 года к ним будет присоединена авиация, в том числе все авиакомпании мира, которые выполняют полеты в страны-члены Евросоюза.
По мнению инициаторов интернационализации внутренней, в пределах стран Европейского Союза, торговли воздухом, все это прекрасно вписывается в концепцию борьбы с выбросами парниковых газов с помощью рыночных механизмов.
Экономические развитые страны, в рамках Киотского протокола и последовавших за ним соглашений, выбили для себя чрезмерно завышенные квоты по выбросам в атмосферу. При этом в основной массе экологически небезопасное производство европейских компаний вынесено за пределы Евросоюза.
Как отмечают специалисты Bloomberg New Energy Finance, в прошлом году, благодаря положениям Киотского протокола, в мировом масштабе в обороте вращалось порядка $170 млрд. При этом основная часть средств, высвободившихся из-за недоиспользования "киотских квот", приходилась на Старый Свет.
Более того, все те же эксперты подсчитали, что при присоединении США к данным правилам игры, оборот национальных рынков сокращений выбросов может достичь к 2020 году суммы $1,4 трлн.
На долю стран ЕС приходится 12% выбросов парниковых газов в атмосферу, в то время как на Россию - всего 6%. Сравнить масштабы территорий, кажется, не сложно...
Согласно оценкам специалистов, авиаперевозчики из стран Евросоюза в следующем году заплатят в общей сложности 1,4 млрд евро, цена же на билеты европейских авиакомпаний вырастет на 40 евро.
Две российские авиакомпании - "Аэрофлот" и "Волга-Днепр" - сообщили о том, что их воздушные суда уже прошли внутреннюю ежегодную проверку выбросов на СО2, а плюс к этому еще и внешний аудит по тому же поводу. Таким образом обе авиакомпании получили право претендовать на бесплатные евросоюзовские квоты.
Авиакомпании, не соответствующие нормам Евросоюза, автоматически попадают в "черный список", а следовательно, они не будут допущены к полетам на территории стран Евросоюза,
Евросоюзу не откажешь в "благотворительности". Бесплатные квоты в общем евросоюзовском авиапакете составляют 85%. Оставшиеся 15% - платные. То есть "Аэрофлот" и "Волга-Днепр" в данном случае борются за то, чтобы оплачивать только 15%, которые вынуждены будут купить на открытом евросоюзовском рынке либо через рыночные механизмы Киотского протокола.
Отечественные авиаперевозчики, согласно положениям пресловутого Киотского протокола, могут, по крайней мере теоретически, приобретать квоты в рамках ПСО - пооектов совместного осуществления. Но это в теории. На практике же механизм покупки квот не работает, рынок не сформирован. В России продажа прав на выброс СО2 находится под контролем Сбербанка и Минэкономразвития.
Несмотря на то, что Сбербанк был предопределен российским правительством в качестве официального оператора в торговле "парниковыми" квотами, еще в 2009 году первый раз Россией квоты на выброс парниковых газов иностранным компаниям были проданы в январе нынешнего года.
Задачи Сбербанка как оператора заключаются в том, что он должен отбирать на конкурсной основе и передавать в Минэкономразвития на утверждение наиболее приемлемые ПСО, а затем отслеживать их реализацию. Летом 2010 года были утверждены 15 проектов совместного осуществления, в конце января нынешнего года - еще 18 ПСО. Авиационные ПСО пока что нигде не обозначены: Срок действия Киотского протокола истекает в следующем году. Следовательно, перестанут работать и ПСО.
Между тем, правительство РФ в минувшем году продемонстрировало готовность удешевить для европейцев полеты над пространством страны. В ноябре 2006 года ЕС удалось достичь договоренности с российской стороной об отмене с 2013 года "пролетных" денег, взимаемых за транзитные авиарейсы над Сибирью в страны Восточной Азии.
Сибирские роялти иностранные компании платят еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. До 2000 года роялти принесли бывшему монополисту, по неофициальным оценкам, около $5 млрд.
В 2008 году на саммите ЕС - Россия в Хельсинки Россия согласилась начать постепенное снижение размеров роялти за пролеты самолетов европейских компаний над воздушным пространством Сибири.
Речь идет о немалых суммах. Плата за перелеты приносила стране порядка $400 млн. Как полагают аналитики, именно этот доход, частично распределяемый в пользу "Аэрофлота", позволил авиакомпании закончить с прибылью 2009 год несмотря на падение объемов перевозок. Как сообщала Lenta.ru, в 2009 году сумма роялти сократилась до 4,5 млрд. руб.
Несмотря на то, что ряд экспертов, наряду с европейцами, считает плату за транссибирские перелеты дискриминацией, подобную формулировку можно отнести разве что к практике непрозрачного распределения получаемых средств. Европейцы значительно экономят топливо и время, используя российское воздушное пространство.
Анатолий Мирановский
http://www.bigness.ru/articles/2011-04-25/news/123952/