Крупнейшим российским аэропортом "Домодедово" управляют иностранные компании оффшорных юрисдикций. К такому выводу пришла Генпрокуратура в результате проведенной проверки. Как считают в надзорном ведомстве, "Домодедово" управляется из-за рубежа, а применяемая схема управления позволяет скрыть собственников. Интерес к аэропорту проявляют налоговики.
"В ходе проверки установлено, что управление аэропортовым комплексом "Домодедово" осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах. Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту "Домодедово", вывести их из-под юрисдикции Российской Федерации и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства", - сообщает пресс-служба Генпрокуратуры.
Руководство РФ заинтересовалось "Домодедовым" после задержки сотен рейсов в конце 2010 года, когда ледяные осадки привели к прекращению полетов, и из-за теракта 24 января текущего года, в результате которого погибло 37 человек.
По оценкам газеты "Ведомости", рентабельность "Домодедова" составляет 43%, что является одним из самых высоких показателей для этого бизнеса. Это крупнейший по пассажиропотоку столичный аэропорт - 22 млн пассажиров в год. Для сравнения, у "Шереметева" этот показатель составляет 19 млн, у "Внукова" - 9,5 млн.
Оператором аэропорта является компания "Ист Лайн", зарегистрированная в 1994 году на Кипре, а через 10 лет компания перешла под контроль оффшорной фирмы FML Ltd. с острова Мэн. Совладельцами этой компании числятся юристы Шон Кайрнс и Джейн Петерс. В том же 2004-м в качестве председателя наблюдательного совета аэропорта появляется Валерий Коган, которого называют самым закрытым российским олигархом, пишет BBC.
Летом 2010 года во властных сферах говорили о возможностях слияния трех крупнейших московских аэропортов - "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". В марте текущего года говорилось об объединении двух контролируемых московской администрацией и правительством авиаузлов - "Внуково" и "Шереметьево" соответственно. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предлагал национализировать аэропорт.
В то же время ряд СМИ сообщали о том, что акционеры "Домодедова" планируют в этом году вывести компанию на IPO, что рассматривается ими как защита от возможного слияния и поглощения. Организаторами размещения выступают Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley. Акции планируется размещать среди закрытого пула инвесторов.
По данным собеседника агентства РИА Новости, размещаться будет компания, зарегистрированная на кипрском оффшоре DME Airport Ltd. В рамках сделки планируется привлечь до $1 млрд на реализацию инвестпрограммы аэропорта, сообщил источник.
Между тем, Генпрокуратура предложила Минтрансу РФ разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимым для осуществления сертифицируемого вида деятельности.
Кроме того, как считает Генпрокуратура, в пользовании ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" находится ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей.
Таким образом, информационный фон в преддверии IPO для аэропорта складывается не самый благоприятный. К проверке аэропорта также приступила Федеральная налоговая служба.
Владимир Шабанов
http://www.bigness.ru/articles/2011-05-03/news/124181/