Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Бензиновый кризис шагает по стране



Призрак топливного кризиса продолжает бродить по стране, то и дело материализуясь в некоторых регионах. В то время как в Туве отменяют талоны на бензин, дефицит топлива начинает ощущаться в Приморском крае. По сообщениям информационных агентств, на тамошних автозаправочных станциях появились таблички с надписью "Бензина нет!".

В минувшие выходные в Туву поступило 500 тонн из Хакасии, от филиала "Роснефти". Это немного снизило дефицит топлива на заправках, однако этого объема хватит на несколько дней. Именно "Роснефть" и "Газпром Нефть", которые являются основными поставщиками топлива на внутренний рынок, подозреваются в провоцировании данного кризиса.

В Алтайском крае, первом регионе России, где начались перебои с бензином, ФАС завела дела против местных дочек этих двух компаний ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ. Они прекратили отпуск бензина независимым розничным игрокам и стали снабжать только свои сбытовые сети. При этом в Туве у "Роснефти" и "Газпром Нефти" своих сетей не имеется.
 
Премьер-министр Красноярского края Эдхам Акбулатов на сессии местного заксобрания, прошедшей на прошлой неделе назвал в числе виновников топливного кризиса в крае компанию Роснефть. Именно эта госкорпорация в апреле месяце вместо 75 тыс. тонн ГСМ поставила в край 63 тыс. тонн, а с начала мая еще и остановила Ачинский НПЗ на ремонт, приводит слова чиновника агентство Press-line.

"Топливные вертикали" подготовились к бензиновому кризису неплохо. И даже старательно перебрасывают антикризисные порции топлива в нуждающиеся регионы страны.

По данным Росстата в январе-апреле текущего года, то есть накануне резкого сезонного роста спроса, производство бензинов резко сократилось. Только в апреле оно упало сразу на 14% по сравнению с мартом, производство дизеля - на 10%.

Упали также поставки сырой нефти на НПЗ - на 4,2%. При этом доходы от экспорта нефти из России в первые месяцы 2011 года существенно увеличились. По данным ФТС с начала года до марта - на 25% до $37,719 трлн. В физическом выражении экспорт нефти в I квартале 2011 года снизился на 6,4% и составил 53,75 млн. тонн. Однако в апреле 2011 года и добыча нефти сократилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2,8%.

Минэнерго, впрочем, приводит за тот же период несколько иные данные. Поэтому что и в каких объемах добывается и экспортируется из статистических сводок достоверно узнать невозможно.

С 1 мая 2011 года власти подняли пошлину на экспорт бензина, для того, чтобы сделать российский рынок "интересным" для вертикально интегрированных. Для этого в распоряжение правительства было внесено изменение, согласно которому экспортная пошлина на бензин с 1 мая с. г. составляет $408,3 /т, что на 34% превышает изначально запланированную на текущий месяц и на 44% - действовавшую в апреле 2011 года.

Пошлина на остальные светлые нефтепродукты (легкие дистилляты, средние дистилляты, газойли) с 1 мая 2011 года составила, как и планировалось ранее, $304/т. При этом именно сырье для производства бензина составляет большую часть экспорта светлых нефтепродуктов из РФ, отмечает РБК.

Однако топливный дефицит то и дело продолжает себя проявлять в различных регионах. Кое-где цена на бензин действительно немного опустилась, после недавних ценовых пиков, однако в среднем по стране бензин на АЗС продолжает дорожать.

В верхах сейчас обсуждаются дальнейшие действия по разрулированию ситуации. ФАС предложила плавающие акцизы, сопрягая их понижение с инфляционным ростом по принципу уменьшения акциза "на темп инфляции минус 10%". Снижение предлагается начинать при уровне цен на нефть на мировом рынке от $90 за баррель. Также ведомство предлагается не повышать акцизы на автомобильное топливо в 2012 и 2013 годах.

Напомним, что акцизы закладываются в цену бензина и выплачиваются непосредственными потребителями бензина, то есть автовладельцами.

"Мы давно ждали такого решения. Раньше ФАС защищала нас только пост-фактум, и мы все получали дорогой бензин. Да и то не всегда можно было вернуть цены на прежние уровни. Антимонопольщики только наказывали нефтяников штрафами, деньги уходили в бюджет, а на конечных потребителях все это отражалось только опосредованно. Сейчас же мы видим разворот ФАС в сторону простых автовладельцев. В этой ситуации защита людей от роста цен на мировом рынке будет своевременной", - говорит директор по маркетингу информационно-аналитического центра "Кортес" Павел Строков в комментарии "Московским новостям".

Впрочем, имеется и другое мнение, которое было высказано помощником президента Аркадием Дворковичем. Он считает, что при высоких ценах на нефть необходимо менять формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а не снижать акцизы.

Акцизы поступают в региональные бюджеты, а НДПИ идет в федеральный бюджет. "Нам не нужно еще больше централизовывать налоговые сборы", - приводит РБК слова Дворковича.


Анатолий Мирановский
http://www.bigness.ru/articles/2011-05-23/news/124679/






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь