Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Песня про зайцев на новый лад



Проблема безбилетников Москвы привлекла к себе пристальное внимание городских властей в связи с выявлением крупных убытков, которые несет Мосгортранс на протяжении нескольких последних лет. Недавно в СМИ появилась информация о том, что с зайцами будут расправляться с помощью высоких штрафов и нарядов милиции, сопровождающих контролеров. Много ли зайцев в московских автобусах, троллейбусах и трамваях? Что делать бюджетникам, у которых зарплаты не хватает даже на оплату проезда и услуг ЖКХ?

Напомним, что турникеты начали устанавливаться на московском городском транспорте в 2001 году. Сегодня эффективность данного технического новшества вызывает большие сомнения. Среди негативных последствий такого способа контроля проезда следует назвать, прежде всего, значительную задержку подвижного состава. Автобусы и троллейбусы, которые и так ходят редко и стоят в пробке, теряют на каждой остановке до трех-пяти минут на посадку пассажиров, протискивающихся через переднюю дверь в порядке очереди.

Используя зарубежный опыт, московское правительство не учло целый ряд особенностей нашей столицы. Например, в Тель-Авиве посадка в автобусы также осуществляется через переднюю дверь. Более того, в них нет турникетов, а водитель фактически сам контролирует оплату проезда. Однако само по себе движение автобусов хорошо организовано: интервалы движения соответствуют пассажиропотоку, да и проблема пробок в израильской деловой столице стоит не так остро.

У нас ситуация с оплатой проезда достаточно сложная. Со временем появилось много "зайцев-прыгунов", которые без особого труда преодолевают турникеты и спокойно заходят в салон. Сегодня в московском трамвае можно встретить безбилетников всех мастей. Недаром в народе до сих пор популярна песенка про билет на балет. Очень часто попадаются "зайцы" с левыми билетами (студенческий, полученный через знакомых, социальная карточка бабушки и др.). Среди молодежи появились и такие, кого можно назвать "сознательными зайцами". "Как у нас издеваются над народом! - говорит студентка Татьяна. - Сорок минут ждешь, чтобы вколотиться в этот жуткий старый автобус. Я не плачу в знак протеста".

Раньше водители чаще обращали внимание на тех, кто злостно не платил за проезд, но со временем им надоело ругаться с безбилетниками.

Мировой финансовый кризис 2008 года все-таки сказался на доходах москвичей. Зарплаты снизились, многие и вовсе потеряли работу. Люди начали экономить на транспорте. Однако тарифы на проезд продолжали расти, что вызывало постоянное недовольство среди пассажиров. При этом качество перевозок осталось на прежнем уровне.

Что до контролеров, то они в автобусах не частые гости. Если ездить на наземном транспорте каждый день, людей в черной форме и с удостоверением можно встретить не чаще, чем раз в две недели. Согласно принятой в настоящее время практике, контролеры штрафов не берут. Безбилетника либо высаживают на ближайшей остановке, либо берут с него стоимость проезда.

Судя по готовящемуся новому законопроекту о размере штрафов и способах их взимания, нас снова бросает из крайности в крайность. Если к настоящему моменту штрафы были полностью отменены, то теперь предлагается сразу ввести штраф 1000 рублей, наводнив автобусы, троллейбусы и трамваи контролерами и полицейскими.

С лета 2011 года контроль за оплатой проезда будет осуществлять новая структура - государственное казенное учреждение "Организатор перевозок". Оплата будет осуществляться только по специальной квитанции с паспортными данными пассажира. При этом контролеры не имеют права требовать с пассажира паспорт, а значит, безбилетник может сообщить данные другого человека и квитанция об оплате штрафа придет ему. В таком случае виновника найти вряд ли удастся, а получивший такую квитанцию должен будет обжаловать штраф в суде, сообщает портал Newsru.com.

Жесткие меры против безбилетников, конечно, могут дать некоторый эффект, но только в том случае, если они будут сопровождаться полезными нововведениями для пассажиров, такими как снижение стоимости проездных билетов, улучшение качества перевозок. В противном случае число недовольных будет только увеличиваться, что приведет, в конечном счете, к росту социальной напряженности.

Вероятность возникновения социальных конфликтов вокруг проблемы безбилетников существует, о чем свидетельствует история, которая произошла не так давно в белорусской столице. Милицейский спецназ, сопровождавший контролеров Минсктранса, задержал "зайца", у которого не оказалось билета. Спецназовцы выволокли пассажира из автобуса и начали избивать. Толпа агрессивно настроенных прохожих окружила работников милиции и потребовала отпустить безбилетника. Чтобы восстановить справедливость, жители позвонили на горячую линию минской милиции.

Как бы там ни было, убытки Мосгортранса действительно велики, и необходимость решения проблемы безбилетников назрела. Логику московских властей можно понять. Вместе с тем, ужесточив меры по контролю за оплатой проезда, чиновники ставят под удар, прежде всего, социально не защищенные слои населения. Ни для кого не секрет, что общественным транспортом пользуются в основном жители с низким уровнем дохода. Цены на транспорт в Москве сопоставимы с ценами в городах Западной Европы, а минимальная заработная плата - в несколько раз ниже. Другой пример. В СССР, где зарплата была от 70 рублей в месяц, можно было на эту сумму купить 23 месячных единых проездных билета. Сейчас, если взять реальный минимум по Москве - около семи тысяч рублей (такую зарплату получает, например, почтальон или научный сотрудник), то зарплаты хватит только на три единых проездных билета. Разница очевидна. Поэтому прежде чем вводить большие штрафы, было бы полезно довести зарплаты и социальные пособия до уровня прожиточного минимума. Как говорится, мечтать не вредно.


Юрий Сосинский-Семихат
http://www.pravda.ru/society/how/02-06-2011/1079214-zayats-0/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь