Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Игорь Буренков: "АвтоВАЗ" - это престижно



Проблемы 'АвтоВАЗа' в последнее время находятся под пристальным вниманием правительства. Реструктуризация долга, борьба с хищениями и модернизация производства - вот часть неотложных задач, которые требуют решения в самом ближайшем будущем. На вопросы главного редактора 'Правды.Ру' Инны Новиковой ответил директор по внешним связям 'АвтоВАЗа' Игорь Буренков.

- Сегодня в студии "Правды.ру" директор про внешним связям ОАО 'Автоваз' Игорь Буренков. И разговор у нас, естественно будет об отечественном автопроме, тем более, что на прошлой неделе был большой и интересный рассказ о том, как новая команда топ-менеджеров предприятия обнаружила огромное племя несунов, которая приносило заводу огромные убытки. Давайте все-таки поговорим о том, есть ли у нас будущее или нет.

- Я могу сказать, что здесь все распадается на две части. Начнем, собственно, с будущего. Оно, разумеется есть, и это установленный факт. Все зависит от нас, какое мы захотим построить будущее - такое у нас и будет. Как сказал руководитель предприятия Игорь Комаров, ситуация с хищениями не вчера появилась. Другое дело, что количество несунов на заводе сократилось в пять раз за последнее время, но надеяться, что они совсем прекратятся было бы просто неправильно. К сожалению, Это присуще нашему менталитету, и если мы поймали одного жулика, это не значит, что он будет последним.

Ситуация с хищениями текущая, мы с нею боремся, наша служба безопасности этим занимается серьезно, но когда своих сил не хватает, то мы обращаемся за помощью к другим органам, которые нам помогают. Это и ФСБ, и МВД, и следственный комитет РФ, но эта работа ведется постоянно с 2005 года, когда акционеры 'Ростехнологий' начали расчищать криминальную обстановку и вокруг Автоваза и внутри бороться с криминалом. Процесс этот длится, а что касается того, что сейчас происходит, то те суммы, которые назывались, связаны с хищением автомобилей в 2008-2009 году. Другое дело, что здесь это тоже не новость, но наконец по этим эпизодам началось хоть какое-то движение.

- Какое появилось движение?

- Естественно, появилось оно после того, как такие факты были выявлены, кстати сказать, самим Автовазом ( пропало более 4 тыс. автомобилей, это огромное количество), но если учесть, что завод в среднем продает около 600 тыс. автомобилей в год, надо понимать, что для нас ситуация могла выясниться только тогда, когда была проведена окончательная отчетность и проявились вот эти недостачи. Получилось вот что: наши дочерние компании, продающие наши машины, в частности, участник этого дела 'Лада-сервис' стали говорить очень интересные вещи - мол, ну вот мы машины-то продали, вам деньги не перечислили, но нам нужно аренду заплатить, зарплату своим рабочим...Такое оправдание, конечно, нас не устраивает, тем более, что машины были незаконно и проданы. Документов на них не было, то есть люди которые их приобрели, стали невольными соучастниками преступления. И все наши обращения действия не возымели, и из всей этой огромной суммы были возвращены только десятки тысяч. Нас эта ситуация не устаивает, так как у нас есть свои рабочие и нам есть куда эти деньги истратить. Вот и сейчас, когда подключились уже общероссийские следственные органы, и разные другие важные ведомства, у нас ситуация сдвинулась. Конечно, при помощи Правительства Российской Федерации, потому что, не будем забывать, Автоваз - очень значимое российское предприятие, а автопром - это самая значимая позиция промышленности России, так как там самая длинная технологическая цепочка.

- В общем, последний самый громкий информационный повод - это хорошая пиар-компания. Если топ-менеджмент обнаруживает проблему, которой если не 70 лет, то немногим меньше и предпринимает какое то комплексные меры, то несомненно, это успех.

- Не впервые. Все же, этот процесс всегда идет, но впервые он вышел за пределы местного уровня. На местном уровне это не всегда проходит нормально, здесь нужны уже некоторые обобщения, поскольку завод общероссийский, то и включаются общероссийские министерства и ведомства.

- Скажите, а на других предприятиях, где тоже есть несуны, ситуация такая же? Это уже даже анекдот, его и рассказывать перестали. У меня знакомый был в Димитровграде, так он рассказывал, что в конце 80-х годов выносил автозапчасти в носках. Это был его вечный кошмар, и только к концу третьей недели отпуска ему переставало снился, как он идет через проходную. Это была какая-то глобальная проблема, потому что они получали мало, но выносили и жили хорошо, поэтому они как-то держались и что-то делали на этих предприятиях. Так было всегда.

- Значит, главной задачей является то, чтобы люди жили хорошо без этого. Это же самое основное. Если удастся это сделать, то конечно. Вопрос исчезнет, может быть не до конца. Тут важно что - несуны есть, добиться сознательности до конца невозможно. Одного жулика поймаешь - это не значит, что другой не появится. Учитывая это, служба безопасности начинает искать по-другому, и, что характерно, находит. На каждом нашем производстве висит доска, где показано, как эти люди выносят, висят фотографии, ведь их ловят прямо на проходной. Заводятся уголовные дела, но все равно - на предприятии работает 70 тыс. человек. Между прочим.

- А сколько из них допущены к ценностям?

- Ну много народу, вопрос в том, что мы имеем в виду. Существуют менеджеры, которые связаны с теми же запчастями в глобальном масштабе, с производством, с самими машинами. Они втягиваются в деятельность группировок, которые связаны с производством и крутятся вокруг Автоваза, сначала убеждением, потом насильственными действиями, были случаи, когда людей избивали просто. Для нас очень важно, чтобы те люди, которые хотят работать честно, чувствовали защиту предприятия и государства. Сейчас уже возбуждены уголовные дела, найдены соответствующие исполнители, рано или поздно и заказчики найдутся.

- Заказчики - это конкретные криминальные структуры или частные лица?

- Тут всякое может быть, я бы сказал, что это некие преступные группировки, так как основной бизнес делается даже не на производстве машин, а на производстве запчастей. Машины да, но прибыльность заключается в запчастях, ведь если машины даже снимаются с производства, то завод еще в течении десяти лет обязан выпускать к ней запчасти, можешь себе представить? Эксплуатация машин в нашей стране составляет не менее 30 лет, мы не берем Москву и Питер, но если брать в ситуацию в целом по стране, то будет именно так. К тому же, наши машины до сих пор остаются первыми, на которых люди учатся.

-...их просто не жалко об забор...

- Ну, это кому как. У кого зарплата 10 тыс. руб. - так жалко и об забор. У нас 30% рынка - это не те, кого под дулом пистолета заставляют покупать. Люди машины берут, потому что им это надо. Это же не только с деньгами на покупку связано, это надо еще и обслуживать. Скажем, ремонто-час наших машин в России стоит от 400 руб. ближайший к нам конкурент уже берет 900 руб., это приличная разница. Это автомобили, схожие с нашими не сколько по техническим, сколько по ценовым параметрам. Скажем Рено Логан - это будет дороже в эксплуатации. Машину мало купить, ее надо чинить, заправлять, это нормально.

При этом страна, за исключением Москвы, Петербурга и возможно Екатеринбурга, ездит еще на Ладах. Если приглядеться, то среди засилья иномарок можно встретить большое количество наших пристойных машин - Приора, Калина, они есть, особенно в регионах, в той же Самаре. И в масштабах страны это не случайность - наши машины покупают не просто потому, что такие почитатели Лады, просто выбор делается из рациональных соображений. Не стоит забывать про наши дороги, а Лады, это вам не ввезенные иномарочки, которые еще и не везде проедут. А наши проедут.

- А Лада не выпускает внедорожники?

- Почему? У нас Лада 4х4 до сих пор выпускается. Она есть и никуда не делась. Помимо всего прочего, она развивается, у нее модернизация прошла недавно, машина пользуется спросом до сих пор.

- Вы были востребованным специалистом в Москве. Потом вы уехали в Тольятти. Чтобы заниматься внешними связями Автоваза, это по-моему, не особо престижно?

-Ну что такое - 'престижно-непрестижно'? Если мы расцениваем престиж только в цене бренда, то я считаю, что это очень престижная вещь. Ладу знает практически 100% всего нашего народа. Она еще и за рубежом продается. Это единственный бренд из товаров народного потребления, который еще пользуется спросом в нашей стране. Мне вот с командой было интересно оказаться в ситуации как раз очень плохой. А на Автовазе как раз начали решать вопросы, которые там не решали десятилетиями. Было сделано следующее - принята антикризисная программа, содержащая три основных пункта. Первое - реструктуризация долга, так как предприятие оказалось совершенно в клещах, чтобы завод стал прибыльным и обеспечивал продукцией своих покупателей. Справиться с этим долгом было невозможно.

- Это кредитные долги?

...и огромные проценты. Там брались краткосрочные кредиты на покрытие кассовых разрывов и все остальное. А когда ты берешь краткосрочный кредит - проценты у тебя другие совсем. Соответственно это сыграло свою пагубную роль. Тут некого обвинять - сама ситуация была такая, что никто кризиса не ждал. До последнего момента все думали, что его не будет, и не только у нас в стране. Второй момент - это оптимизация численности, так как на предприятии 100 тыс. с небольшим работали летом 2009 года, а продажи сократились, и народ оставался без работы. Ты должен платить им зарплату, вообще куда ты денешь людей? И третий пункт - социальные объекты, которые висели на Автовазе. Там 4 млрд руб. тратилось на одно их содержание. Всякие дворцы культуры, медицинские учреждения и так далее. Мы все это сделали, и вновь стали кредитоспособны, нам банки стали давать деньги, открыли кредитные линии, которые мы кстати еще не использовали до конца, в нашей инвестиционной программе, но мы готовы это делать, а они готовы идти нам навстречу. Что касается персонала - никого мы не уволили. Порядка 15 тыс. человек просто вышло на пенсию. На их место мы никого не взяли. Была высчитана точка безубыточности предприятия, и под это количество остался штат. При помощи двух дочерних компаний была создана система, по которой излишек рабочей силы перешел, люди там остались с зарплатами и фронтом работ от Автоваза, соответственно люди занимаются модернизацией производства. Часть муниципалки была снята с предприятия и передана в муниципальное владение и федеральное подчинение. Таким образом ситуация стала благоприятной для развития предприятия. А деньги, которое давало государство, и были выделены на поддержку работоспособности завода. А не на его развитие.

- Игорь, встает вопрос качества ваших автомобилей...

- Тут на самом деле очень простой ответ. Ты-монополист на рынке. И у тебя не конкурентов. Что ты будешь делать с качеством? У Автоваза никогда не было конкурентов. И сейчас нет. И на Западе очень трудно заставить предпринимателя вкладываться в производство, если у тебя и так прибыльная ситуация. А потом лично я не видел людей, которые стремятся купить что-то дороже, если можно купить дешевле. Завод в целом готов переходить к новым технологиям. Но для этого должна быть создана инфраструктура в стране, между прочим.

- А вы будете готовы к тому, чтобы конкурировать с машинами другого класса?

- Тогда нужно создать эти машины другого класса. Вот Лада Гранта - она в первую очередь предназначена для покупки рядовыми потребителями и заменяет ВАЗовскую "классику".

- Какими вы видите перспективы отечественного автопрома? Россия сейчас идет к тому, чтобы стать шестым автомобильным рынком в мире.

- Эти ожидания обоснованы, хотя бы потому, что по количеству автомобилей на жителей страны мы конечно сильно отстаем. У нас был явный перекос, но во-первых, дефицит был машин. Очереди были, открытки, левые продажи. Все это существовало. Стоит только немножко образоваться какому-либо дефициту - и все это мгновенно вспоминается. Когда программа утилизации пошла - образовался ажиотажный спрос на Ладу. Мы кратно увеличили свое производство в марте 2010 года и мало кто верил, что это вообще получится. Тем не менее Комаров на это пошел и мы не проиграли нисколечко. Сделали рекламную компанию специально под это дело, и наши дилеры увеличили количество продаж.

Дефицит может возникнуть в любом случае. Если есть дефицит - значит, машин не хватает. Это комплексный вопрос на самом деле. Вот сейчас выпустили 166 постановление по промсборке - очень важное постановление, между прочим. Правительство хочет развивать в России производство автомобилей иностранных брендов, только делать это нужно по закону, нормально. Вот мы делаем свои автомобили в своей стране, и при этом находимся в менее удобной позиции, чем завозящие сюда комплектующие иностранцы. Они все отверткой тут сворачивают, а потом делают вид, что у них в России производство...Здесь по проценту локализации только компания Рено приближается к нормативам - нам должно было 60% локализации, у них по Логану 53%, это очень серьезный аргумент для того, чтобы изменить эту ситуацию. Так вот задача - в том, чтобы добиться конкурентоспособности, чтобы ситуация была ровной для всех, и стимулировала развитие других сегментов нашего производства.

- А почему нашим производителям не дать некоторые преимущества?

- Это нарушение принципов рынка. Надо просто понимать, что мы делаем. Мы же хотим получать новые технологии, у нас вот есть альянс Renault-Nissan. И они имеют выгоду - платформу Лада Калина они взяли для производства своих машин. А мы получим их технологии и организацию производства, это чрезвычайно важная тема. Вот когда это все выстроится - у Автоваза появятся новые возможности. И появится другой уровень качества. А самая главная перестройка - в отношении к делу. Организация труда и отношение к качеству. Многие нормы давно устарели. Заводу 45 лет будет в этом году, они и были написаны тогда же. Нельзя сказать, что ничего не менялось - но не теми темпами, которыми было необходимо. Производство в стране потихоньку восстанавливается, а спрос рождает предложение.

- Я понимаю, что качество в стране растут потихоньку, хочется, чтобы был престиж, чтобы о нас знали не только то, что мы делаем хорошие самолеты, но и хорошие машины. Желаю вам, чтобы наши машины были тоже предметом нашей гордости. Чтобы мы говорили - Лада Калина, Лада Приора, Лада Гранта... Спасибо вам большое.

Подробнее это интервью смотрите http://www.pravda.ru/video/glavred/
 

Ирина Лосева
http://www.bigness.ru/articles/2011-06-20/avtovaz/125356/






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь