Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Через тернии к модернизации



Поставленная правительством РФ задача модернизации промышленности требует от руководителей крупных предприятий кардинальных шагов по преобразованию текущей деятельности. Вопрос подхода в данном случае становится первоочередным, так как позволяет предприятиям проводить необходимые изменения с учетом сложившейся ситуации и положения компании на рынке.

В I квартале 2011 года Центром макроэкономических исследований Сбербанка РФ был проведен опрос руководителей промышленных предприятий, посвященный исследованию модернизационных и инновационных процессов в российской промышленности. Также в ходе опроса затрагивались темы стратегического планирования, осуществляемого руководителями российских компаний, задавались вопросы о целях и приоритетах предприятий в ближайшие годы, о существующих внешних препятствиях для успешного развития.

Результаты опроса показали, что среди основных характеристик предприятий, чьи руководители приняли участие в опросе, можно выделить следующие.

- Большинство предприятий реализуют свою продукцию на внутреннем рынке (83% компаний).

- Среди предприятий, работающих в основном на внутренний рынок, преобладают малые и средние предприятия: 73% всех компаний, реализующих продукцию на внутреннем рынке, имеют численность занятых менее 1000 человек.

- Четверть всех компаний, реализующих товаров на внутреннем рынке, не конкурирует с иностранными производителями.

Согласно исследованию, в целом руководители 75% предприятий оценивают финансово-экономическое положение своих компаний как "хорошее" или "удовлетворительное". Финансово-экономическое положение малых предприятий в среднем по стране хуже, чем у крупных компаний.

По результатам опроса можно констатировать незавершенность модернизации российской промышленности. Несмотря на быстрый рост промышленности в предкризисный период и связь качества оборудования с финансовым успехом, предприятия не спешили вкладывать деньги в развитие и модернизировать производственный процесс.

Как следствие - конкурентоспособность оборудования предприятий остается достаточно низкой: почти треть руководителей, ответивших на вопрос о качестве (конкурентоспособности) оборудования на их предприятиях, оценивают его как "плохое" и 35% - как "среднее". 6% руководителей оценивает конкурентоспособность оборудования своих предприятий "на уровне мировых лидеров".

При этом в исследовании отмечается, что на 26% предприятий комплексная модернизация была проведена в последние пять лет. На 30% предприятий предыдущая комплексная модернизация проводилась еще в советское время (т.е. более 20 лет назад). Существенные инвестиции в приобретение технологий в предкризисный период осуществило только 17% предприятий.

Становится очевидно, что обновление оборудования является чуть ли не главной задачей предприятий в ближайшие три года (отмечено 60% руководителей). Поставленная как первоочередная задача "инновационность" российских предприятий оставляет желать лучшего, так как существенные инвестиции в предкризисный период осуществило только 14% предприятий, и совсем не инвестировали в разработку собственных инновационных технологий половина предприятий обрабатывающей промышленности. Собственные подразделения, занимающиеся НИОКР, есть на 30% предприятий, но достаточный объем средств на НИОКР в целом выделяется только на 20% предприятий.

В настоящее время среди компаний, у еще нет НИОКР, в ближайшие три года только 3% собираются создать у себя на предприятиях подразделения, специализирующиеся на этих задачах, и 8% собираются начать заказывать НИОКР у сторонних организаций. Руководители только 10% компаний рассматривают внедрение инновационных технологий, разработанных на предприятии, как первоочередную задачу, решение которой важно для успешного развития в ближайшие три года. Тем не менее "инноваторов" все-таки можно найти среди крупных предприятий, конкурирующих с иностранными производителями.

Эксперты отмечают, что рынок труда может выступать существенным ограничением для модернизационной и инновационной деятельности. В этой связи недостаток квалифицированных кадров на рынке труда, как препятствие успешного развития предприятий, отмечают 40% руководителей. 61% руководителей отметили, что им не хватает рабочих и инженерно-технических работников высокой квалификации.

При этом большую часть руководителей (75%) устраивает численность занятых на своем предприятии. Стратегическое планирование хотя и становится более частым явлением в практике высшего менеджмента российских компаний, тем не менее, не получило пока еще повсеместного распространения:

- Треть российской обрабатывающей промышленности осуществляет свою деятельность без стратегии развития, продуманной руководством предприятий.

- У большинства компаний горизонт планирования - достаточно короткий: для 74% предприятий горизонт планирования ограничен 5 годами, из них у 55% горизонт планирования составляет от 1 до 3 лет.

- Большая часть опрошенных предприятий ориентировано укреплять свое положение, главным образом, на внутреннем рынке. Крайне мало предприятий ориентировано работать на внешних рынках, особенно на рынки дальнего зарубежья.

Среди наиболее существенных внешних препятствий успешного развития предприятий руководители отмечают рост тарифов естественных монополий (79%), налоговые ставки и налоговое администрирование (56%). Коррупция, как барьер развития, отмечена 20% руководителей. В то же время, и рост тарифов естественных монополий, и характер налогового администрирования могут содержать в себе коррупционную составляющую. Таким образом, задача модернизации российских производств в соответствии с требованиями современно экономики сталкивается с проблемами, решать которые руководители предприятий будут минимум десятилетиями. Но дорогу осилит только идущий.


Валентин Васспард
http://www.bigness.ru/articles/2011-06-29/modern/125611/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь