Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Теория >> Политические учения >>
Западная Европа эпохи Возрождения и Реформации

Политическое учение Ж. Бодена. Тираноборцы.


 С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

 Государство - правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.

 Признаки государства:

 1.Семья - ячейка государства.

 2.Частная собственность.

 3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.

 4.Суверенитет государства. Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.
Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.

 Содержание суверенитета.

 1. Законодательная власть.

 2. Распорядительная власть.

 3. Военная власть.

 4. Право назначения и смещения чиновников.

  5. Право судебной власти.

 6. Право помилования.

 7. Вопросы войны и мира.

 8. Чеканка монет.

 Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.

 Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления

 По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:

 1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).

 2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).

 3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

 Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

 Тираноборцы - оппоненты Ж. Бодена, его политические противники, подвергли критике концепцию абсолютной монархии и противопоставили ей идеал государственной демократичности (Ф. Атман, Ф. Дюплесси де Марнэ).

 Политическая программа тираноборцев:

 1. Абсолютная монархия - тирания.

 2. Источником власти в государстве является народ. Любая форма правления должна предполагать наличие выборных начал.

 3. Власть монарха должна быть ограничена сословно-представительным органом.

 4. Государственная власть должна осуществляться в интересах народа.

 5. Государство не должно вмешиваться в вопросы веры.

 6. Народ имеет право на сопротивление, если власть противоречит интересам народа

 В условиях 16 века идеи тираноборцев имели консервативное значение, выражали интересы аристократии, способствовали территориальному сепаратизму.






 
Предложения партнеров
лев хасис википедия
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь