Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Теория >> Политические учения >>
Эпоха просвещения

Общие сведения


 Естественно-правовая теория была прямой наследницей гуманистических идей Возрождения, его веры в могущество и конечное торжество человеческого разума. Она переложила эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулирование общечеловеческим нравственным ценностям, представлениям о справедливости в отношениях между людьми, между человеком и обществом, государством. Именно поэтому естественно-правовая теория, как и современное ей Просвещение, оказалась универсальной: ее идеи могли восприниматься и воспринимались в различных социально-политических условиях и соответственно с ними получали различное толкование. Абстрактность предложенных теоретических конструкций позволяла давать им различающиеся оценки и делать из этих оценок порой весьма противоречивые политические выводы.
 Эпоха Просвещения (XVII-XVIII вв.) явилась логическим продолжением борьбы европейских народов против феодализма. Причинами социальных бед признавались темнота и невежество людей. Деятели Просвещения желали утвердить на земле "царство разума", в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов индивида и общества. Мировоззренческой основой Просвещения стала идея прогресса общества, вера в способность разума изменять человека и общество к лучшему. Как следствие, главной практической задачей Просвещения стало освобождение народа от невежества.

 Во многом продолжая идеи Возрождения, Просветители выступали за отделение церкви от государства, и требовали придать образованию светский характер. В методологическом аспекте Просветители опирались на разработки школы естественного права. Вместе с тем, в эпоху Просвещения была существенно дополнена идея правового государства, развиты теории народного суверенитета и разделения властей.

 Родиной Просвещения по праву называют Францию. В зависимости от выдвигаемого политического идеала и направленности просветительской деятельности французское Просвещение можно разделить на три направления:

 1) Абсолютистское. Вольтер (1694-1778).

 2) Умеренное. Монтескье (1689-1755).

 3) Радикальное. Руссо (1712-1778).

 Концепция просвещенного абсолютизма стала официальной идеологией XVIII века. Великий французский мыслитель и литератор Вольтер был одним из главных идейных вдохновителей и признанных лидеров Вольтеревропейского Просвещения. Взгляды на политику, государство, право и закон содержатся в самых разных произведениях писателя, тесно переплетаясь с рассуждениями на иные темы. Для идей Вольтера характерна, прежде всего, их яркая антицерковная направленность. Главным виновником в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума он считал церковь, католицизм. Другое выразительное отличие идей Вольтера - пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

 Вместе с тем, Вольтер не является поклонником демократии, полагая, что "если чернь начнет думать, то все погибло". Идеал Вольтера - абсолютная монархия, где правит просвещённый монарх. По его мнению, "самое счастливое время, когда государь - философ".






 
Предложения партнеров
Парангон а ласпи акваделюкс.рф.
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь