Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Проблемы правосознания молодежи в современной России



Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, правил технологии осуществления политических и экономических реформ, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России от беззакония властных структур, чиновников и криминала.

Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание молодежи - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности. Сегодня налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности отсутствует. Правильно построить правовое образование невозможно без достаточного знания особенностей правосознания молодежи, которое базируется на социальном опыте старших. Это - духовная память, культурное наследие, представления о своей стране, и перспективы своего будущего. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, позволений и запретов - все это влияет на вырабатывание мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регуляцию правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания. Государство должно это учитывать, осуществляя свою законодательную власть.

Сегодня само государство, еще не пришедшее к идеям государства правового, в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании продуцирует нигилистическое отношение к праву и государству. Сторонники цивилизационного подхода Данилевский, Тойнби утверждают, что эти причины лежат в основе формирования нашего типа цивилизации: Русь сложилась на общей окраине западного и византийского мира, на границе со степью, поэтому она не смогла воспринять идей античного права; расширение границ в огромных размерах способствовало экстенсивному развитию земледелия и консервации общины, формированию коллективистского сознания; уязвимость и с Востока, и с Запада обусловили необходимость в мощном государстве; а в свою очередь активная охранительная функция государства подавляла личные свободы людей, их самостоятельность и независимость; православие как государственная религия, обожествляло и поддерживало самовластную княжескую власть; к тому же, Россия - это конгломерат народов, находящихся на разных стадиях развития и культуры, с различной религией и нравственными ценностями, следовательно, важно найти в законе "золотую середину", удовлетворяющую духовные и моральные потребности различных частей общества.

Все эти факторы оказали влияние на тип государства, который сложился в России. На протяжении многих веков это было государство, в котором наблюдалось преобладание недемократического типа и правления, и политического режима. Имея власть, будешь иметь все - принцип, исторически сложившийся в русском менталитете, т.к. многие годы именно от власти зависело благосостояние и жизнь каждой отдельной личности. Носитель власти может получить все от власти и в виде власти. Характерная черта для русского сознания: власть для людей не набор прав, и что еще важнее, обязанностей, а конкретная личность, которая осуществляет власть по своему усмотрению. Для русского менталитета характерно особое отношение к власти: перевод этого абстрактного понятия в личностную форму. Отсюда преклонение перед личными связями, которые и заменяют правовые отношения. Тому свидетельство и словесная речь народа: "что мне законы, коли судьи знакомы", "земля любит навоз, лошадь привоз, а судья принос", "в суд ногой, в карман рукой", "в суд пойдешь - правды не найдешь". Может ли это сформировать у человека уважительное отношение к власти? Правовая необеспеченность, искони тяготившая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила его ненавидеть другую. Он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. В России существовавшая веками православная религия выразилась в отсутствии социального идеала запада - права частной собственности, пассивности, смирении, скромности, что, конечно, было выгодно государственной власти, так как это вызывало полное отсутствие желания добиться власти или бороться с ней за свои права. Нравственность превыше всего.

Есть точка зрения, что любая государственная система рано или поздно приходит к демократии при условии ее достаточно длительного существования. Эта эволюция приводит государство к гражданскому обществу западного образца, которое является средой для формирования правосознания. Формирование гражданского общества - процесс, который занял многие века в странах, относящихся к западному типу цивилизации, и практически замороженный в странах восточного типа (исключением является Китай). В нашем же случае в России пытаются форсировать этот процесс, но наличие этатистского типа сознания мешает становлению среднего класса. Видя всемогущие власти, люди с более-менее стабильным достатком пытаются быстро улучшить свое материальное положение, прежде всего за счет вхождения во властные структуры, используя свое служебное положение, что ведет к всеобщей коррумпированности. Та же беда и с законодательством: правовое сознание весьма консервативно в сущности, но внешне остается весьма неопределенным, не имеющим четких критериев и форм выражения - оно нелегко и не сразу откликается на огромный поток регулярно изменяемых правовых норм. Законы продолжают издаваться "пакетами", но ведь дело не в количестве, а в качестве. Это может привести к возникновению дефектов правосознания, которые компетентно свидетельствуют о его несформированности а также тенденциозности. Среди таких дефектов можно называть правовой нигилизм, идеализм, фетишизм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм. А правосознание, основывающееся на уважении к закону, не требующему постоянного вмешательства законотворцев, проявляется в правовой активности или активном правомерном поведении личности и является основой эффективного функционирования политической и правовой систем. На данный момент наблюдается правовой вакуум - отсутствие системы законов, которые бы полностью или по большей мере отвечали бы новым социально-политическим и экономическим отношениям. Особенно тяжело такое состояние дел в правовой сфере сказывается на молодом поколении, не окрепшем в эмоциональном плане, не утвердившемся социально - это либо полная апатия к политической жизни страны, либо нарушение законов, либо объединение в неформальные группировки с крайними политическими взглядами, резко отличающимися от идей правового государства. Это приводит к негативному отношению людей к праву, его непониманию, отрицанию и нарушению. Неразбериха с правовой базой государства приводит не к всеобщему повышению уровня жизни, а к расслоению общества на две антагонистические группы по критерию принадлежности к власти: властвующих и подвластных. Результатом такой ситуации может стать социальный взрыв, последствия которого будут далеко не демократическими.

Исправить ситуацию, предотвратить этот процесс возможно с помощью кардинальной переоценки ценностей, установок сознания. Справедливой идеей правосознания является недопустимость злоупотребления правом. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Сформированное чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является основной гарантией всеобщего соблюдения субъектами требований правовых предписаний. Правосознание выполняет существенные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами.

Таким образом, необходима правовая реформа, где правовые ценности будут соотнесены с нормами морали и политики. Так как на данный момент в нашей стране еще не сформировано правовое сознание ни законодателей, ни граждан, в том числе молодежи, мы тем более нуждаемся в скорейшей переработке законов. Это не решит все проблемы правосознания и правовой культуры в одночасье, но создаст новую, крепкую основу для дальнейшего роста, развития здорового правосознания, правопонимания и надлежащего исполнения норм права.



Коптяев Александр
Студент 1 курса НОУ 'Институт бизнеса и права'
Научный руководитель: к.ф.н., Курочкин А.К.
Россия, Санкт-Петербург

http://www.ibl.ru/konf/140509/50.html






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь