Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Демографические проблемы современного мира



Феномен 'седеющего населения' сформировался во второй половине ХХ века. Историками и демографами установлено, что в древности и в средние века 'старость' была чрезвычайно редка, и вплоть до XVII века только 1 процент людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX века этот показатель вырос до 4 процентов (1). По оценкам демографов, около 70 процентов сегодняшнего населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30-40 процентов - более 80 лет (2).

В связи с этим в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения (3).

'Устойчивость' перевернутой пирамиды

По оценкам западных специалистов, при сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах число детей до 15 лет сократится к 2050 году на 40 процентов - до 87 миллионов, а численность стариков возрастет вдвое - до 169 миллионов человек. Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 году 169 миллионов иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока (4). Прогнозы демографов свидетельствуют о том, что в ближайшие 50 лет резко изменится возрастная структура населения в европейских странах в пользу средних и старших возрастов (см. рис. 1).

Исходя из этих возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (то есть одинаковое число тех, кому 0-9 лет, 10-19 лет, 20-29 лет и т.д.). Для сравнения: возрастная структура общества 1900 года для той же группы стран выглядит как пирамида, поскольку большее количество людей приходилось на самую младшую возрастную группу, гораздо меньше людей фиксировалось в трудоспособном возрасте и наименьшая доля людей - в пожилом (см. рис. 2).

Более того, на смену возрастной структуре населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме 'перевернутой пирамиды': одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет. Основание возрастной пирамиды демонстрирует численность детей, середина - трудоспособное население, вершина - пожилых и старых людей. При этом пирамида (М) представляет 'молодое общество', в котором большую долю населения представляют дети, прямоугольник (З) - 'зрелое общество', а перевернутая пирамида (П) - 'постаревшее и старое общество' (5).

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и, соответственно, растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения.

Согласно прогнозам ООН, доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет с 8,2 процента населения мира в 1950 году до 15 процентов в 2025 году, а в развитых странах может возрасти до 30 процентов. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах.

Данная тенденция в полной мере присуща и России. На начало 2005 года численность граждан пенсионного возраста составила 30,4 миллиона человек, или 20,3 процента от всего населения России. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23 процента. Большая часть пожилых людей проживают в городах. В то же время среди сельского населения их доля составляет почти 23 процента, что на 2,9 процентных пункта превышает аналогичный показатель для населения городов.

Растущая доля пожилых людей сказывается на устойчивости пенсионных систем и рынка труда, экономическом состоянии и перспективах медицинской помощи. Ситуация стареющего населения в странах Европейского союза потребует к 2035 году привлечения в западноевропейскую экономику не менее 35 миллионов работников-мигрантов, так как без этого невозможно будет поддержать современную пенсионную систему ЕС и его передовые экономические позиции (6).

Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества (расширенный, простой, суженный), удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения (дети и пожилые), или, как его называют специалисты, - коэффициент демографической нагрузки (зависимости), определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. В целом по России этот показатель составлял в 2003 году величину, равную 0,629 (7). При этом демографическая статистика выделяет коэффициент демографической нагрузки (зависимости) по отдельным возрастам: моложе трудоспособного возраста (соотношение детей к трудоспособному населению) и старше трудоспособного возраста (соотношение населения старше трудоспособного возраста к трудоспособному возрасту). В целом по России эти показатели составляли в 2003 году 0,292 и 0,337 соответственно (8).

Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей во всех промышленно развитых странах. В среднем прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10 процентных пунктов - с 14,3 процента в 2000 году до 25,7 процента в 2040 году. Ожидается, что темпы старения для таких стран, как Австрия, Германия, Канада, Италия, Испания, Республика Корея, Нидерланды, Швейцария и Япония, будут особо быстрыми (9).

Помимо старения во многих странах произойдет сокращение численности населения. Особо заметным оно будет в Германии, Греции, Италии, Испании и Японии, где темпы сокращения общей численности населения за 40-летний период, как ожидается, превысят 10 процентов. А в таких странах, как Австралия, Ирландия, Испания, Республика Корея, Новая Зеландия и США, напротив, численность населения возрастет более чем на 15 процентов (10).

Феномен 'седеющего населения' обусловлен рядом причин. С одной стороны, повышение уровня и качества жизни, серьезные успехи в сферах гигиены, медицины труда, здравоохранения обусловили существенное увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни людей за период с 1900 по 2000 годы на 30 лет (11). С другой стороны, на протяжении второй половины ХХ столетия наблюдается процесс устойчивого снижения рождаемости, который привел к тому, что во многих странах соотношение родившихся и умерших сегодня ниже уровня простого замещения поколений. Другими словами, на смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности, доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает структурные сдвиги в пользу доли лиц старших возрастов.

Показатель этого процесса - коэффициент зависимости пожилого населения, демонстрирующий отношение числа людей пенсионного возраста к числу людей трудоспособного возраста, - имеет устойчивую тенденцию к росту. Сейчас этот показатель равен примерно одной пятой для большинства промышленно развитых стран, а к 2040 году его значение достигнет одной трети для стран Восточной Европы и 40 процентов для стран Северной, Южной и Западной Европы.

Столь значительный рост коэффициента зависимости пожилого населения приведет к весьма высокому финансовому бремени для экономик промышленно развитых стран, что побуждает многие из них уже сегодня прибегать к таким непопулярным мерам как увеличение пенсионного возраста, стимулирование финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования.

Высокая динамика процесса старения населения требует пересмотра государственной политики в сфере занятости. У значительной части пожилых людей сохранятся в приемлемой мере здоровье и трудоспособность, а поэтому они смогут продолжить трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для лиц с пониженной трудоспособностью, а также привлекательные условия (экономические, организационные и финансовые) для продолжения их трудовой деятельности.

Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих трудящихся вынуждали досрочно, до достижения 60 лет, уходить на пенсию. Надо признать, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением уходили на 'заслуженный отдых'. Если процесс старения населения приведет к пересмотру указанного метода регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут оказаться важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда.

Кроме того, потребуется решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста.

Процесс увеличения доли пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. Так, по мере старения населения доступ пожилых людей к медицинским и социальным услугам становится все более важной проблемой. Надлежащее социальное обслуживание пожилых в связи с этим вызовет необходимость расширения сети социальных учреждений для долговременного ухода, а также ухода в рамках семьи, что приведет к росту социальных расходов на эти цели и к неоплачиваемой нагрузке на женщин.

Специалисты отмечают и более высокий уровень потребностей пожилых людей в медицинских услугах и лекарствах. Исследования в Мексике показали, что лица в возрасте 65 лет и старше прибегают к медицинским услугам вдвое чаще, чем население в целом, и на них приходится треть от совокупных расходов на обслуживание (12).

Международные принципы полнокровной жизни


Коренные сдвиги в демографической структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, выработать базовые принципы и целевые установки, определяющие политику в интересах пожилых людей и защите их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием соответствующих мер поддержки пожилых людей на международном и национальных уровнях.

В основе указанной системы взглядов лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации их потенциала. Признание авторитета, мудрости и достоинства, которые приобретаются с жизненным опытом, было традиционным элементом уважения к пожилым людям на протяжении всей истории человечества. И сегодня люди старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор социального развития, а не как бремя. Важным компонентом является понимание того, что подготовка к старости должна начинаться в детстве и идти на протяжении всего жизненного цикла.

Целевые установки по организации деятельности в интересах пожилых людей нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982 год), Глобальных целях по проблемам старения до 2001 года (1992 год). Особое внимание к заботам и потребностям людей старших возрастов выражено в Европейской социальной хартии (1961 год) и Дополнительном протоколе к ней (1988 год), в конвенциях и рекомендациях специализированного учреждения ООН - Международной организации труда (МОТ), других международных актах. Оно подтверждено Декларацией и Программой действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год).

Взгляды на место и роль пожилых людей получили наиболее полное выражение в Принципах ООН 'Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста', принятых 46 Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 года. С учетом более поздних дополнений 18 принципов структурированы в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство (13).

Принципы группы 'независимость' подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принципы группы 'участие' отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принципы группы 'уход' затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию, к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод.

Принципы группы 'реализация внутреннего потенциала' призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы 'достоинство' защищают пожилых людей от эксплуатации, физического или психологического насилия, обеспечивают им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также предыдущего экономического вклада.

Закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении пожилого населения. Они являются для государственных и общественных структур важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению.

Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствуют установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября), проведение в 1999 году Международного года пожилых людей 'как знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии'.

Тема Международного года - 'По пути к обществу для людей всех возрастов' - базировалась на концепции 'общества для всех людей', основанного на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом участии и законности. Цель такого общества связана с отражением в социальной политике потребностей и учета возможностей всех граждан, приведения в соответствие с ней общественных структур и практической социальной деятельности. Роль пожилого населения, которое является одним из основных объектов социальной политики сегодня и в долгосрочной перспективе, и побудила ООН к тому, чтобы дополнить идею 'общество для всех' идеей 'общество для людей всех возрастов'.

Смысловая нагрузка данной концептуальной установки заключается в межвозрастной социальной солидарности - будь то на уровне семьи, общины или страны. При этом под социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают свою социальную ответственность, содействуют функционированию общества, участвуют в публичной жизни и пользуются уважением.

Организация общества на принципах социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным и справедливым образом с целью предоставить каждому пожилому гражданину как члену общества право на социальное и экономическое достоинство (14).

Важной вехой в формировании стратегии расширения рассматриваемых вопросов стал Мадридский международный план действий по проблемам старения, принятый в апреле 2002 года (15). В нем приведены современные демографические тенденции по группам стран и континентов, раскрыты их социально-экономические последствия, изложены базовые взгляды мирового сообщества на политику в области отношения к пожилым людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных вопросов.

Цель Международного плана действий состоит в обеспечении для пожилого населения всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в развитии общества в качестве полноправных граждан. Рекомендации плана можно подразделить на три приоритетных направления: участие пожилых людей в развитии; обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте; обеспечение благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп.

Для осуществления Международного плана действий по проблемам старения необходимы соответствующие национальные программы, опирающиеся на концепции политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей. В их основе должны лежать такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество, уважение различных религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

Особенности национального старения


В России в связи с вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшие 3-4 года ожидается стабилизация процесса старения населения. Доля лиц пенсионного возраста сохранится на уровне 20,7 процента. Однако к 2016 году в результате низкой рождаемости и роста ожидаемой продолжительности жизни численность пенсионеров в структуре населения достигнет 24,9 процента.

Столь умеренная тенденция старения населения в России в то же время отягощается стремительной депопуляцией, которая носит характер выраженной возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения 1989 и 2002 годов общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза. За 13 лет, прошедших между этими переписями, общая численность населения страны сократилась на 1,8 миллиона человек. Причем за этот период родились 20,5 миллиона, а умерли 27,9 миллиона, 11 миллионов человек прибыли в страну из-за рубежа и 5,4 миллиона человек покинули страну. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 миллиона человек. Миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) в размере 5,6 миллиона человек позволил компенсировать 76 процентов естественной убыли.

За последние 13 лет Россия потеряла (в буквальном смысле этого слова) 11 тысяч сел, 290 городов и еще 13 тысяч сел близки к полному вымиранию. По масштабам потерь постсоветский демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Неслучайно в американском докладе 'Обезлюдевшая Россия' указывается со ссылкой на исследование ООН, что Россия находится на краю демографической гибели (16).

С точки зрения демографических и гуманитарных последствий, самая тяжелая ситуация в нашей стране сложилась в области смертности. Обращает на себя внимание ее существенная социальная составляющая: высокий процент преждевременной смертности трудоспособного населения от неестественных причин (дорожно-транспортные происшествия, пожары, экологические и техногенные катастрофы, убийства, самоубийства, алкоголизм, наркотики), а также инфекционных и паразитарных болезней. Уровень смертности населения в России соответствует аналогичным показателям в стране столетней давности, в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза - в развивающихся. Смертность трудоспособного населения в России превышает аналогичный показатель по странам Евросоюза в 4,5 раза (17).

Смертность мужчин превышает смертность женщин трудоспособного возраста в 5-7 раз, в результате чего сложился беспрецедентный по мировым меркам - более чем в 13 лет - разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.

В результате одновременного кризисного роста смертности и снижения рождаемости естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) составила за период между переписями населения 1989 и 2002 годов огромную величину - 7,4 миллиона человек. Убыль населения отмечена в 66 регионах страны.

Таким образом, Россия находится в состоянии демографической катастрофы, налицо натуральная 'депопуляция', что на обыденном языке звучит как суровая констатация: народ вымирает. Для перелома ситуации требуются долгосрочные меры национального масштаба по 'сбережению населения' и резкого, многократного повышения рождаемости.

Согласно прогнозам, убыль населения России продолжится в обозримой перспективе. В частности, по среднему варианту прогноза ООН к 2050 году россиян станет меньше на 30 процентов (101,5 миллиона человек). К таким же результатам в своих оценках пришел и Росстат. Это равносильно исчезновению с карты страны каждый год трех таких городов, как Курск.

В ближайшие десять лет (2006-2015 годы) российский рынок труда будет терять рабочую силу, не досчитываясь в среднем по одному миллиону рабочих рук ежегодно. Уже сегодня многие регионы России сталкиваются с проблемами нехватки рабочей силы, увеличением экономической нагрузки на занятое население и необходимостью выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым. Данная проблема существенно обострится уже в ближайшие годы (см. табл.).

В самом скором времени России не будет хватать ни солдат, ни работников. Скорее и проще всего рассчитывать на приток мигрантов. Сложнее и труднее стимулировать рождаемость и обеспечивать сохранение здоровья. Так, в стране всего лишь 5 процентов многодетных семей, где три и более ребенка, хотя в нынешней ситуации именно трехдетная семья должна стать нормой.

По мнению ученых (18), важнейшей причиной естественной убыли населения (более чем на 60 процентов) является чрезмерная смертность, а низкая рождаемость обусловливает только треть этого явления. Поэтому прежде всего следует решить проблему снижения преждевременной смертности от предотвратимых причин.

В перечне основных причин смертности - болезни сердца и сосудов: от острых инфарктов и инсультов до хронического атеросклероза и варикозного расширения вен. Затем, на втором месте, - онкологические заболевания. Далее следуют болезни органов дыхания, органов пищеварения, инфекционные болезни (более 80 процентов составляет заболеваемость туберкулезом). Ухудшается репродуктивное здоровье работающих.

Что касается рождаемости, то для начала необходимо решить проблему нездоровых новорожденных, а таких, по официальным данным, около 70 процентов. В противном случае абсолютное число больных детей еще более возрастет.

По оценкам экспертов Всемирного банка, в структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68-76 процентов. Эффективность его развития и использования зависит от качества жизни, обобщающим показателем которого является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Согласно оценкам специалистов программ развития ООН, по этому индексу среди 174 стран, в которых проводились сравнительные исследования, Россия находится на 71-м месте, а по состоянию здоровья и благосостоянию граждан относится к категории развивающихся государств.

Существует довольно тесная взаимосвязь между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом. Исследования ученых показывают, что ущерб от заболеваемости, инвалидности и смертности населения очень значителен. Так, по расчетам ряда специалистов, только экономический ущерб от потери здоровья населения России в 1999 году составлял около 65 миллиардов долларов (19). Эти потери дестабилизируют и ослабляют страну, становясь угрозой национальной безопасности.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособного возраста, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов, что, в свою очередь, будет объективно препятствовать созданию устойчивой финансово-экономической и ресурсной базы государства, дальнейшему экономическому развитию страны и росту ее валового национального продукта.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что проблемы пожилых людей решаются государством у нас в стране неполномасштабно и непоследовательно. Все еще не созданы условия для достойной жизни пенсионерам. Размер пенсий удручающе низок и не обеспечивает для значительной части пенсионеров даже минимально необходимого уровня жизни.

Заявленный государством подход к определению судьбы пожилых граждан в период до 2015 года предусматривает последовательное решение ряда принципиальных задач (20):

· улучшение материального и социального положения граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах зашиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте;

· совершенствование имеющихся и формирование новых институциональных структур, обеспечивающих поддержание жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей.

Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна базироваться на следующих принципах:

· усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем закрепления в действующем законодательстве специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществлению комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, созданию социальной адвокатуры и социальных судов;

· обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо статусной категории, региона проживания и других условий;

· содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг;

· организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

· содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

· оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

· содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущение дискриминации по возрасту при трудоустройстве; обеспечение равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

· оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном положении, в первую очередь - одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

· организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье;

· обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Важно укреплять равноправное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Следует оказывать содействие общественным объединениям в осуществлении ими деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности, а также созданию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития.

Целесообразно создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старших поколений.

1. См.: Cowgill D. The demography of aging. In A.M.Hoffman. The Daily Needs and Interests of Older People. Springfield, Illinois: C.C.Thomas. 1977. Р. 187.

2. См.: Brody J.A. Changing health needs of the ageing population. Reseach and The Ageing Population. Ciba Foundaion Symposium, 134, Chichester: Wiley, 1988. Р. 65.

3. См.: World Bank. World Deverlopment Indicators. 1999. Washington.

4. См.: Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада / Пер. с англ. А.Башкирова. М.: Из-во АСТ, 2003. С. 40.

5. См.: Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие. М., 1998. С. 31.

6. См.: Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001. С. 116.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. С. 50.

8. Там же. С. 50-51.

9. См.: Спьеция В. Стареющее население: растраченный человеческий капитал или просто долг общества // Международный обзор труда. Т. 141. 2002. N 1-2. Международное бюро труда. Женева-Москва, 2003. С. 135.

10. Там же. С. 135.

11. См.: OECD. Ageing Populations: The Social Policy Implications. Paris, 1988. Р. 17-21.

12. См.: Труд в мире 2000: Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Международное бюро труда. Женева-Москва, 2001. С. 82.

13. См.: Международный год пожилых людей 1999. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Web-сайт Программы ООН по старению, Доклад Генерального секретаря ООН на 53 сессии Генеральной Ассамблеи. Подготовка к проведению международного года пожилых людей. 26 августа 1998 года. А/53/294.

14. Бен-Израэль Г., Бен-Израэль Р. Пожилые граждане: Социальное достоинство, статус и право на представительную свободу организации // Международный обзор труда. Т. 141. 2002. N 3-4. Международное бюро труда. Женева-Москва, 2003. С. 37-60.

15. См.: Мадридский международный план действий по проблемам старения (2002 года) // Социальный вестник. 2005. N 3(21). С. 86-112.

16. См.: Комаров Ю.М. Российское здравоохранение: Состояние, пути реорганизации // Вестник государственного социального страхования. 2006. N 1. С. 17.

17. См.: Концепция Президентской программы 'Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.'. М. С. 4.

18. См.: Комаров Ю.М. Российское здравоохранение: Состояние, пути реорганизации // Вестник государственного социального страхования. 2006. N 1. С. 17.

19. Проблемы прогнозирования. 2002. N 3. С. 125-135.

20. См.: 'Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2015 г.'


Прогноз уменьшения трудоспособного населения России по федеральным округам в 2006-2015 годах, млн человек
Регион 2006-2010 годы 2011-2015 годы
Российская Федерация 4,3 6,1
Центральный округ 1,1 1,6
Северо-Западный округ 0,6 0,8
Южный округ 0,6 0,2
Приволжский округ 0,7 1,4
Уральский округ 0,4 0,6
Сибирский округ 0,6 1,1
Дальневосточный округ 0,3 0,4

И с т о ч н и к: Минэкономразвития РФ.



Валентин РОИК,
доктор экономических наук, профессор
http://www.oilru.com/sp/13/566/






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь