Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Россия в XXI веке: задачи по формированию правосознания у молодежи



На сегодняшний день тотальный кризис, охватывающий все сферы общественной жизни, породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации в целом. В такой период наиболее остро и ярко проявляются кризисные явления в правосознании молодежи. Молодое поколение сегодня не просто на распутье, запутавшись в сложном клубке проблем реформируемого российского общества. Кризисные явления в России, преломляясь через специфические социально-психологические факторы формирования правосознания молодого поколения, отражаются в его сознании особенно обостренно и даже парадоксально. Повышенная эмоциональность, ранимость, болезненное восприятие негативных явлений, крайность в суждениях вызывают недоверие к официальным властям, тонизирует различные формы антиправового поведения молодежи. Существующая в обществе ситуация способствует нарастанию в молодежной среде криминальных настроений, стремления к быстрому обогащению, ухода в область 'земных радостей', нигилистического созерцания мира. Меняется структура ценностей, и нравственными ориентирами для молодежи теперь нередко выступают сила, деньги, власть.

В свете происходящих в стране реформ особую значимость приобретает изучение эволюционных историко-правовых процессов формирования правосознания молодежи. Это важно, так как глубокий социально-правовой кризис переживает не только правосознания молодежи, но и все наше общество. Человечеству, чтобы выжить в сплетении глобальных проблем современности, необходимо переосмыслить и изменить свои ценности. Особая роль в этом, по мнению диссертанта, принадлежит молодежи.

Проблемы правосознания молодежи - не сиюминутны, это сущностные юридически насыщенные проблемы переломной эпохи в истории России, а возможно, и мировой истории. Какова молодежь - таково и будущее, так считают многие ученые, политики, педагоги. Комиссия по Международным гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен в мире (наряду с новыми государствами, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п.) в качестве реальной и значительной силы перемен определила молодежь.

Преодолеть глубокую кризисную ситуацию, сложившуюся в России, создать правовое государство без заинтересованного отношения молодежи и ее активного участия невозможно.

Несомненно, от уровня развития правосознания молодежи, ее образованности, ценности, правовой ориентации, мотивов поведения, правовой активности и т.п. зависят возможности ее воздействия на развитие общества, на создание правового государства, на совершенствование юридических институтов. Поэтому важно всестороннее осмысление процессов, происходящих в сознании молодежи, прогнозирование тенденций и поиск решения молодых проблем.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию за последние пять лет серьезное внимание уделяется решению проблем молодежи, что определяется вызовами современности и демографической ситуацией, поскольку молодежь России сегодня составляет более четверти населения страны. Бесспорно, реформирование всех сфер жизни российского общества невозможно без решения проблем российской молодежи, т.к. от степени осознанности ими общественных процессов, позитивного отношения к ним и, следовательно, активной жизненной позиции молодых людей зависит сегодня успех проводимых в стране реформ. О государственной значимости проблем молодежи, в том числе и её правосознания, свидетельствуют и проведенные Советом Федерации слушания о государственной молодежной политике и перспективах её развития, а также подготовленный Государственным советом РФ проект 'Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2012 года', в которых молодежные проблемы отмечаются как приоритетные ориентиры для государственной политики как в России в целом, так и в конкретных ее регионах.

При разрешении проблем правосознания молодежи, так же, как и других государственно-правовых проблем, важно иметь в виду, что они обусловлены как общими для всей России, так и региональными особенностями, которые должны быть учтены при разработке мер в этой сфере.

Надо отметить, что исследованию проблем правосознания посвятили свои труды многие ученые, причем как юристы, так и представители целого ряда гуманитарных наук.

При анализе работ, посвященных непосредственному изучению правосознания в русле социально-философских исследований, можно сделать вывод об их немногочисленности. В предреволюционные годы проблемы правосознания были рассмотрены в трудах Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого и в послереволюционные годы в работах И.А. Ильина и др. К выводам и основным положениям их исследований до сих пор обращаются ученые, занимающиеся рассмотрением понятия, сущности, структуры правосознания, взаимодействия правосознания с правом, с нравственностью, с другими социальными регуляторами. Как уже указывалось выше, их ценные мысли до сих пор изучаются современными учеными, и потенциал этот еще не востребован до конца.

В первые же годы советской власти было положено начало нового этапа в изучении правосознания, который продлился до 30-х годов. В период культа личности и произвола нелепо было говорить о каком-либо правосознании с точки зрения его научного исследования.

Именно в это период происходит разрыв с богатым наследием русской философско-правовой мысли, и духовность общества от этого пострадала на долгие годы. Изучение правосознания было возобновлено только с середины 50-х годов. В 70-х - 80-х годах XX века социально-философские исследования представлены монографиями В.А. Чефранова, В.П. Желтовой, К.Т. Вельского, а также рядом диссертационных исследований. В них разрабатывались понятие и сущность правосознания, структура, относительная самостоятельность.

Таким образом, многие теоретические вопросы правосознания остаются дискуссионными, при этом в значительной степени это касается именно вопросов правосознания молодежи. Необходимо также отметить, что нет комплексных исследований, обобщающих проблемы правосознания молодежи, в том числе в региональном аспекте.

Надо отметить, что проблемы правосознания носят многоаспектный характер, поскольку стоят на стыке нескольких гуманитарных наук: философии, юриспруденции, социологии, психологии, педагогики, политологии и т.д. При этом каждая из этих наук по-своему изучает правосознание как с методологической, так и с практической точек зрения. Прикладные задачи каждой из них определяют и пути научного исследования данного явления.

Социально-философский анализ правосознания как специфической формы общественного сознания осуществлялся в рамках исторического материализма и общей теории права.

Исследования показывают, что многие теоретические положения правосознания устарели и требуют новых подходов, сама теория правосознания, в свою очередь, должна опираться на соответствующие реалиям современной России и её регионов эмпирические данные, которые должны быть получены с учетом новейших данных науки и с использованием современных методик исследования.

С учетом состояния современной юридической науки и потребностей практики правосознание необходимо рассматривать как совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств, эмоций, отражающих правовую действительность в форме нормативных, юридических понятий, выражающих оценочное, психологическое отношение людей к прошлому, действующему и желаемому праву, правовым явлениям в общественной жизни, юридической практике, к деятельности юридических органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере, правам и свободам человека и гражданина и регулирующих юридически значимое поведение людей.

Для повышения правосознания молодежи, как важнейшего компонента российского общества переходного периода, необходимо на федеральном уровне нормативно определить принципиальную основу молодежной политики в стране в целом и в части формирования правосознания. Развивая общие для всей страны принципиальные положения, необходимо также выработать вытекающую из региональных особенностей в принципиальном плане единую для страны систему теоретико-прикладных мер по формированию и развитию правосознания молодежи.


Филин Павел
Студент 1 курса НОУ 'Институт бизнеса и права'
Научный руководитель: к.ф.н., Курочкин А.К.

http://www.ibl.ru/konf/140509/55.html






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь