Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

"Россия теряет инженерное образование"



'В России сейчас по полной программе проседает инженерное образование - то, чем мы еще совсем недавно гордились. Технари, выпускники элитных технических вузов сегодня не могут в России найти себе применение', - считает Сергей Александрович Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).

Begin Group (BG): Сергей Александрович, какова сегодня конкурентоспособность российского образования в мире?

Сергей Александрович Караганов (СА): В России существует группа лидирующих университетов и группа тех, которые занимаются обучением, мягко говоря, условно. Если мы говорим о первой группе, то из нее примерно 2-3 университета постепенно поднимаются в мировом рейтинге, а остальные проседают. Это не обязательно связано с ухудшением образования. Дело в том, что на мировой образовательный рынок ворвались сначала Сингапур, Южная Корея и Тайвань, а теперь плавно вливается Китай. В Китае сейчас создаются один за другим отличные университеты с современными технологиями образования и обеспечением. Они снимают сливки, прежде всего, с американской системы элитного образования. Конечно, появление нескольких десятков отличных китайских университетов не лучшим образом сказывается на отечественных вузах.

Что касается среднего уровня российского образования, то в лучших российских университетах пока что уровень образования выше, чем в континентальной Европе, чуть ниже элитного британского образования и сильно ниже хорошего американского образования.

Самая существенная проблема российского образования, я считаю, заключается в том, что в большинстве российских вузов в той или иной степени существует коррупция.

Другая крупная проблема - провал академической науки в 1980-90-е годы. Лучшие вузы страны, в том числе ВШЭ, сейчас пытаются собрать остатки научных кадров, но, конечно, этого недостаточно, и нужны куда более существенные усилия для восстановления российской науки.

Что касается глобальных проблем российского образования, то у нас сейчас по полной программе проседает инженерное образование - то, чем мы еще совсем недавно гордились. Мы его теряем, и это абсолютно недопустимо. Ко мне приходят ребята из МИФИ с просьбой взять их в магистратуру, так как они не видят перспектив у себя. Технари, выпускники элитных технических вузов, сегодня не могут в России найти себе применение.

При этом в Китае уже сегодня готовится инженеров больше, чем во всем мире!

BG: Но насколько их уровень сопоставим, например, с американскими инженерами?

СА: Я, конечно, не измерял, но факт в том, что в лучших китайских вузах преподают PhD, получившие степень в элитных университетах США. Поэтому, я думаю, уровень сопоставим. Да посмотрите на США, Harvard, MIT Sloan и другие вузы. Последние годы там все труднее становится найти белых студентов - в основном это корейцы, китайцы, афроамериканцы.

В то же время, наше образование очень слабо интернационализировано, и это тоже большая проблема.

BG: Как Вы считаете, нужно ли нашим ведущим вузам переводить какие-либо свои программы на английский язык?

СА: Считаю, что это обязательно нужно делать со временем. Я думаю, скоро мы займемся этим вопросом вплотную. К сожалению, у нас пока несколько предвзятое отношение ко всему иностранному, в том числе к английскому языку, и найдется очень много противников перевода образовательных программ на другие языки, я в этом уверен.

Оптимальный вариант - это получение степени бакалавра в одном месте, а магистра (MBA, PhD) в другом. Система 4+2, конечно, имеет много минусов, но ее в нынешнем виде можно использовать и в России.

BG: В какой области должно расти наше образование, чтобы в ближайшие 5-10 лет выйти на международный уровень?

СА: Образование должно давать возможность маневрировать. Нам нужно улучшать фундаментальную базу образования. Второе - программы должны постоянно меняться, принимать все новое, модифицироваться.

А основные усилия, я считаю, должны быть направлены на восстановление нашего инженерного, технического образования - это залог успешного развития страны.

 

BEGIN GROUP
http://www.begin.ru/main/news_and_articles/news/Russia-is-missing-a-engineering-education






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь