Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Технологии будущего - сегодня



Программная статья Президента страны Дмитрия Медведева 'Россия, вперед!' вызвала живой отклик не только в среде правящего класса и политологов. Практические предложения по реализации определенных главой государства задач стратегического развития готовы предложить лучшие специалисты страны. О путях модернизации России с обозревателем РР беседовал заведующий кафедрой макроэкономического прогнозирования Национального института 'Высшая школа управления', директор НИИ 'Транснет' Сергей СИБИРЯКОВ.

Заведующий кафедрой макроэкономического прогнозирования Национального института 'Высшая школ управления', директор НИИ 'Транснет' Сергей СИБИРЯКОВ:
- Сегодня мы подошли к переломному моменту, когда определяется то, как будет дальше развиваться страна. Если сегодня мы не предпримем серьезных шагов, то останемся на обочине мирового развития.

- Уважаемый Сергей Анатольевич, экономический кризис, разразившийся год назад, на некоторое время вытеснил из национальной повестки вопрос о модернизации страны. Получается, что президент сегодня возвращает нас к обсуждению будущего России, причем не только в разрезе 2012 года, но скорее 2020 года и на дальнейшую перспективу. Действительно, какой будет Россия на будущей карте мира и что нужно делать уже сейчас для того, чтобы наша страна там вообще присутствовала?

- Слава Богу, что президент, наконец, начал этот разговор. На сегодняшний день мы подошли к переломному моменту, когда определяется то, как будет дальше развиваться страна и вообще какое место в мире она будет занимать. Руководство страны понимает: если сегодня мы не предпримем серьезных шагов, то просто останемся на обочине мирового развития. Сырьевая экономика, которая построена на добыче, переработке и транспортировке углеводородов, - это экономика, которая уходит в прошлое. На ее месте должна возникнуть принципиально новая экономика.

Если сейчас мы сами не начнем перемены, то политическая система, построенная на нынешней экономической основе, просто перестанет существовать. Другими словами, Россия как государство, построенное на сегодняшних принципах ведения хозяйства, перестанет существовать. Так же, как всего двадцать лет назад экономическая система Советского Союза перестала удовлетворять требованиям страны в начале 1990-х, и СССР перестал существовать.

- В своей статье Дмитрий Медведев говорит о своем видении приоритетов технологического развития страны. На чем, по-Вашему, должна сконцентрироваться Россия в ближайшем будущем?

- Мы начинаем обсуждать именно тему моего профессионального знания - последние десять лет я занимался макроэкономическим прогнозированием. Все те направления развития экономики России, которые обозначил президент в своей статье, правильные и перспективные. Но через 20 лет в будущей структуре экономики перечисленные направления займут не более 15% . К сожалению, на сегодняшний момент это не совсем понятно.

Чтобы понять это, достаточно прочитать прогнозы, которые делались 20 лет назад. Те, кто их давал и прогнозировал систему ВВП, не предполагали, что появится глобальная сеть коммуникаций Интернет, рынок услуг мобильной связи, начнется стремительное развитие IT-технологий, которые определили направление развития остальных отраслей, а также заняли их долю в современной экономике. За прошедшие 20 лет именно системы передачи информации задали технологическое развитие, серьезно изменив не только деятельность в основных секторах экономики, но даже массовую культуру. Можно бесконечно спорить о том, во что превратился Интернет, но - это глобальная Сеть - это не технология как таковая. Это система, которая легла на IT-технологии, на космические технологии, на микроэлектронику и спрос человечества на мобильность всех видов связи. И эта система потянула за собой весь мировой бизнес, проникла во все хозяйственные сферы.

- Какая система будет ключевой в следующие десятилетия?

- И современные тенденции в мировой экономике, и логика технологического развития поставили сегодня деловые и политические круги перед таким фактом: информация между континентами сегодня перемещается за секунды, финансы между крупнейшими рынками 'кочуют' за минуты, но вот товары между центрами производства и потребления передвигаются за недели и месяцы. Гигантские средства долгое время лежат 'мертвым грузом', не работают в реальном секторе, надувают финансовые пузыри...

Директор НИИ 'Транснет' Сергей СИБИРЯКОВ:
- Если последние 20 лет люди работали над системой добычи, обработки и передачи информации, то следующий шаг в развитии мировой экономики - усовершенствование транспортного сектора. Будущее за системой 'Транснет'. Эта технология быстрого перемещения товаров существует уже сегодня. И, самое главное: она разработана в нашей стране.

Моя теория заключается в том, что следующий шаг в развитие мировая экономика сделает с помощью транспортного сектора. Если последние 20 лет люди работали над системой добычи, обработки и передачи информации, то следующая технология - это физическое перемещение товаров, людей и услуг между континентами, между крупнейшими региональными рынками. Будущее за так называемой системой 'Транснет' - технологией быстрого перемещения по земному шару. Она и определит развитие мировой экономики на ближайшие 30-40 лет. И эта технология уже существует. И, самое главное, она разработана в нашей стране. Для России эта технология позволит создать экономику, которая позволит занять лидирующие позиции в мире.

- Расскажите поподробнее, что такое 'Транснет' и кто автор этой концепции? Вы?

- Я экономист. И занимаюсь макроэкономическим прогнозом. Обобщаю, анализирую и показываю, как будут развиваться технологии будущего и как они повлияют на экономику. Мировую и региональную, российскую.

Мы Константина Эдуардовича Циолковского помним и ценим за то, что он изучал технологии за 50-70 лет до реального развития космической техники и орбитальных станций. Он предсказал орбитальные комплексы, он обосновал, почему появятся многоступенчатые ракеты. И поэтому сегодня мы относимся к Циолковскому как к специалисту, который смог понять, изучить и предсказать технологическое будущее.

Изучив огромное количество технологий, которые повлияют на мировое развитие в ближайшее время, имею достаточно оснований полагать, что 'Транснет' - одна из ключевых технологий завтрашнего дня. Для того, чтобы двигаться быстро, дешево, безопасно и экологически чисто, мы должны перейти на новые принципы перемещения. Если не уходить в научную фантастику, то это будет перемещение по железным рельсам на втором уровне. То есть, это транспорт эстакадного принципа, который объединяет в себе преимущества автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Это самолетные скорости, принцип автомобиля и дешевизна железной дороги. И лидером в разработке этого технологического решения пока остается Россия. Русский изобретатель, академик Анатолий ЮНИЦКИЙ, придумал данную концепцию. Замечу, технология нового транспорта могла родиться только в России. И потому, что это одна седьмая часть суши. И потому, что это естественный географический мост, который соединяет все основные континенты, основные экономические центры. И потому, что только русские, с их изобретательностью и 'глобальным' мышлением, могут дать транспорт, который объединит части света.

- Что представляет из себя эта технология?

- Струнный транспорт Юницкого (СТЮ) представляет собой специальный автолет на стальных колёсах, размещённый на рельсах-струнах, которые, в свою очередь, установлены на опорах. Благодаря высокой жёсткости и повышенной ровности рельсо-струнной путевой структуры на СТЮ достижимы постоянные скорости движения в 250-350 км/час, а в перспективе и более высокие скорости - до 450-500 км/час. Отмечу особо: эти скорости достижимы в любых природных условиях, включая тундру, тайгу и горы.

- А насколько эта технология оправдана с экономической точки зрения?

- Во-первых, СТЮ - это наиболее дешевый вид транспорта. По сравнению с пятиместным легковым автомобилем, автолет СТЮ экономичнее примерно в 20 раз.

Во-вторых, строительство системы струнно-транспортных магистралей позволяет, используя привычную сырьевую базу (металл и бетон) и технологическую базу, имеющуюся сегодня в России (устаревшие заводы, выпускающие неконкурентоспособные автомобили и самолеты), перейти на массовый выпуск принципиально новой высокотехнологичной продукции и сформировать спрос на нее - по причине отсутствия аналогов.

Для России это будет технологическая революция. Революция не в том, что мы купим новое оборудование, привезем новых специалистов и попытаемся делать известные товары для высококонкурентных рынков (например, автомобили). Революция как раз в том, что я и называю инновацией - когда мы со старыми людьми на существующем оборудовании, с понятной сырьевой базой начинаем делать принципиально новый продукт и за счет этого выходить на мировой рынок, обоснованно претендуя на лидерство.

- Но можно ли создать такую систему с нуля, на чистом месте?

- Да, однозначно. Её можно начинать создавать прямо завтра. Или прямо сегодня. Если будет политическая воля. За историческими примерами далеко ходить не надо. Как появилась железная дорога в России? Пока царь не сказал 'построить!' - не построили.

На мой взгляд, всем российским горе-предпринимателям, которых Президент пока не назвал поименно, пришло время договариваться, создавать новое, и как можно быстрее. Нужна команда 'горе-предпринимателям', которые сегодня 'сосут то, что им дала советская система', а завтра им вполне по силам создать принципиально новую экономику России.

- Какие проблемы может решать 'Транснет' уже сегодня?

- На первом этапе 'Транснет' начнет решать проблемы 'старого транспорта', существующих дорожных схем. Это проблема пробок в крупных мегаполисах. 'Транснет' сможет 'расшивать' напряженные транспортные узлы. Например, увязывать аэропорты между собой в Москве быстрым, скоростным и экологичным транспортом. Сшивать морские и речные порты с железнодорожными магистралями. Фактически 'Транснет' может максимально эффективно использовать те логистические узлы, которые уже есть, при этом поднимая их производительность в разы.

- Этой технологией рано или поздно воспользуются за рубежом. Какова вероятность, что нам, как это часто бывало, придется покупать то, что сами разработали, уже за границей?

- Конечно, технология Юницкого имеет шанс повторить судьбу технологий Сикорского, Зворыкина и множества других наших ученых. Можно говорить, что если ее позаимствуют зарубежные компании, то существенная часть прибылей, которые пойдут от эксплуатации этих трасс, будут не российские, а иностранные. Это будет в том случае, если политическое руководство страны не сможет обеспечить лидерство России в этом направлении, и мы потеряем тот шанс на ближайшие 30 лет, который нам предоставила история. К сожалению, если сегодня не будут сделаны верные шаги, то будущее у России на этом рынке туманно. Если шаг будет сделан правильный, то примерно через 15 лет, к 2025 году, Россия станет экономическим лидером в той системе, которая будет зарождаться. Я бы сформулировал так: 'Транснет' - это все-таки идея мирового экономического лидерства. Россия должна занять и этот рынок, и свое лидирую место в мировой экономической системе. И все предпосылки у нас для этого есть. Сегодня.

Сергей СИБИРЯКОВ:
- Если сейчас мы сами не начнем перемены, то политическая система, построенная на нынешней экономической основе, придет к разрушению. Другими словами, Россия как государство, построенное на сегодняшних принципах ведения хозяйства, перестанет существовать.


http://gosrf.ru/journal/article/839






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь