Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Россия рискует растерять соотечественников



В Государственную Думу недавно был внесен правительственный законопроект с пакетом поправок к принятому в 1999 году закону "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"


Сам факт внимания к нашим соотечественникам на постсоветском пространстве, которое с недавних пор Россия вновь относит к зоне своих особых интересов, разумеется, отраден. Однако подготовленные в стенах российского МИД новшества не только грешат декларативностью, но и содержат внутренние противоречия. Более того, по новой версии закона, отнюдь не все русскоязычные обитатели ближнего зарубежья автоматически причисляются к нашим соотечественникам.

Прежде всего эксперты отмечают отсутствие четкого, юридически корректного, исключающего возможность двойного толкования понятия "соотечественник". Так, наряду с правом "свободного выбора в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией" предусматривается и весьма двусмысленное ограничение - "лица... относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации". Требуют уточнения как минимум два момента. Во-первых, на основании каких правовых актов будет определяться "историзм" проживания. Во-вторых, относятся ли исключения из "правила" лишь к представителям народов, не имеющих своей государственности за пределами России, или они гораздо шире.

Правда, в тексте законопроекта дается территориально-государственная привязка потенциального соотечественника - Российское государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация. Однако, как справедливо отмечает политолог Владимир Симиндей, вместо общепринятого термина "Российская империя" почему-то используется название "Российское государство". При этом издевательски-анекдотично звучит норма о равных с гражданами РФ правах на поступление в российские школы и вузы тех эмигрантов, которые докажут "проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики". Ведь речь идет о тех, кому под и за 100 лет.

По замыслу разработчиков законопроекта, одного лишь признания своей принадлежности к соотечественникам, которое высокопарно именуется "актом их самоидентификации", еще недостаточно. Такой "акт" сначала необходимо подкрепить "общественной или профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации и развитию культуры России, по укреплению дружественных отношений страны проживания соотечественника с Российской Федерацией, по поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников". А затем еще и "регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в этих объединениях соотечественников".

В итоге рискуют лишиться статуса соотечественника те выходцы из России, которые бережно сохраняют русские традиции в повседневной жизни, но не состоят ни в каких формальных структурах. "Десятки тысяч молодых соотечественников в Латвии несколько лет назад участвовали в протестах против реформы русских школ. Подходят ли они под МИДовское определение соотечественников и кто собирается выписывать им справки, удостоверяющие участие в протестах?" - задается резонным вопросом латвийский политолог Сергей Малаховский.

В законопроекте не прописаны ни принципы, ни порядок формирования организаций соотечественников, которые будут наделены правом "взаимодействовать" с федеральными и региональными органами власти РФ. Не уточняется даже, кто правомочен оценивать "соответствие" потенциального соотечественника. Поэтому эксперты не без основания предполагают, что де-факто заниматься выдачей "карты соотечественника" будут представители "особо избранных" общественных организаций зарубежных соотечественников.

Лучшего способа перессорить далеко не однородные русскоязычные диаспоры трудно придумать. По мнению Сергея Малаховского, "новые поправки - самый короткий путь к тому, чтобы оставить Россию вообще без соотечественников". Многие из тех, кто после распада СССР не по своей воле, а стараниями политиков оказался за пределами России, и вовсе полагают, что их в очередной раз бросают и предают.

Неопределенность положения и статуса - главная причина того, почему миллионы вынужденных эмигрантов не спешат возвращаться на свою историческую родину. Фактический провал программы по переселению соотечественников и бюрократические препоны, которые чинятся тем, кто пытается вернуться в Россию самостоятельно, это наглядно подтверждают. К сожалению, предлагаемые поправки к закону "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не только не снимают обеспокоенность наших зарубежных соотечественников, но даже ее усиливают.

Несмотря на критические оценки, российский МИД пока не собирается отзывать или пересматривать свои поправки. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что документ "прошел все согласования, и мы будем просить коллег в парламенте рассмотреть его в приоритетном порядке".


http://www.allrussia.ru/new/100416133052.html






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь