Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Россияне не хотят покупать новые авто



Правительство надеется, что упавший в кризис авторынок начнет восстанавливаться благодаря стабилизации и даже некоторому приросту ВВП в 2010 году. Такие оптимистические заявления чиновников прозвучали на Российском автомобильном форуме во вторник. Однако в действительности потенциальные покупатели не верят в экономическое оздоровление, а также в перспективы роста собственных доходов - ежемесячные продажи автомобилей продолжают падать более чем на 30% даже по отношению к провальным показателям 2009 года.

'Есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие три года ВВП страны рос примерно на уровне 4-4,5% с ускорением в 2012-2014 годах до 5,5-6%', - сказал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, выступая на форуме, организованном Институтом Адама Смита. По словам Клепача, у российской экономики есть большой потенциал роста как за счет увеличения инвестиционного, так и потребительского спроса, несмотря на явно провальные результаты 2009 года. 'При том что рецессия закончилась, а ВВП растет уже два квартала подряд, потенциал для роста имеется, - отметил чиновник, заранее уточнив, что не все так безоблачно. - Высокий уровень безработицы - 9,1% от экономически активного населения - ставит достаточно жесткие рамки для реализации намеченных планов'. При этом Клепач не исключил появления новых проблем: 'Вероятность того, что новая кризисная волна охватит мир и Россию в районе 2018 года, крайне велика'.

Тем не менее, по его словам, у России есть все предпосылки, чтобы в ближайшие 3 или 5-6 лет стать снова одним из самых динамичных мировых рынков. 'Кризис показал, что наша промышленность неконкурентоспособна, - отметил Клепач. - У нас есть максимум 3-4 года для того, чтобы провести серьезную модернизацию ключевых предприятий и перейти к более глубокому уровню локализации на предприятиях иностранных фирм. А если брать российских производителей, то производительность труда должна вырасти в 1,5-2 раза, и тогда с новыми моделями и новым уровнем технологий можно будет говорить об устойчивом развитии'.

Однако российский автопром государство в беде не оставит. Как отметил в кулуарах форума замглавы МЭР, его ведомство скорее всего поддержит бизнес-план развития АвтоВАЗа, рассчитанный на период до 2020 года. 'В течение ближайших дней вынесем решение по программе. Мое мнение - она заслуживает поддержку', - сказал Клепач. Он напомнил, что согласие Минэкономразвития, Минпромторговли и Минфина требуется для выделения компании средств из бюджета 'сверх первоначальных 25 миллиардов рублей'. По его словам, речь идет о 28 млрд. руб. 'Изначально планировалось 38 миллиардов рублей, но сейчас эта сумма уточняется', - сказал он.

В свою очередь, глава департамента автопрома и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов уточнил, что фактическое падение рынка продаж автомобилей в 2009 году составило 55%. Но меры господдержки явно не сработали: повышение таможенных пошлин дало в плюс 68,6 тыс. автомобилей, льготное кредитование - 71,5 тыс., льготная перевозка машин на Дальний Восток - еще 3 тыс. штук, закупки для федеральных и региональных нужд - 30 тыс. штук. Если учесть, что в 2008 году было продано более 3,2 млн. автомобилей, а в 2009 году - всего 1,463 млн. штук, то вышеуказанные показатели действенности господдержки могут вызвать лишь усмешку.

Между тем многие потенциальные покупатели откладывают покупки из-за неопределенной перспективы роста доходов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь-февраль продажи легковых автомобилей в РФ сократились на 34% по отношению к тому же периоду прошлого года. По мнению экспертов, такой спад можно объяснить так же и отсутствием перспектив создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Реальные показатели продаж говорят о том, что у населения пока и доходы если и не снизились, то заморозились, и нет перспектив роста. К тому же нет уверенности в том, будет ли завтра работа, считает аналитик компании 'БрокерКредитСервис' Севастьян Козицын. 'Докризисные темпы роста авторынка вернуть будет очень сложно, - полагает эксперт. - Большинство аналитиков считают, что к докризисному объему продаж рынок вернется примерно в 2015-2016 годах'. При этом государство могло бы способствовать ускорению процесса, будь на то высокая воля. 'Например, покупателя нового автомобиля - в частности, российской сборки - можно освободить от уплаты налога на транспортное средство в первый год-два, - рассуждает Козицын. - Можно расширить льготное кредитование - компенсировать кредит на полную ставку рефинансирования ЦБ, например. Наконец, придумать какие-то проекты по приобретению гаражей и т.д. На самом деле можно много чего придумать, была бы опять же политическая воля'. В любом случае, отмечает он, все эти меры, даже в совокупности, будут меньше по объему и затратам, чем прямое финансирование отечественных автопроизводителей.

Впрочем, некоторые экономисты не исключают, что российский авторынок может восстановиться и раньше 2016 года. Как отмечает консультант компании '2К Аудит - Деловые консультации' Андрей Чернявский, очевидно, что в 2010 году мощного подъема российского авторынка ждать не стоит. 'Но, учитывая плохие показатели 2009 года и начало восстановления экономики, в этом году продажи автомобилей все же вырастут, - надеется он. - При этом рост может оказаться относительно быстрым - за счет низкой базы рынок может прибавить порядка 10%'. По его мнению, на докризисный уровень авторынок вряд ли выйдет до 2012 года. 'Для восстановления потребительского спроса необходимо хотя бы два года экономической стабильности и роста, а также восстановление кредитной системы, - считает Чернявский. - Что касается создания новых рабочих мест и нового экономического прорыва, то пока все масштабные инновационные проекты находятся в стадии разработки и являются долгосрочными. Сегодня Россия по-прежнему крайне зависима от ситуации на сырьевых рынках. Тем не менее курс на модернизацию и инновации задан, поэтому стоит ожидать позитивных изменений, что скажется и на росте благосостояния населения. Следовательно, вырастет и потребительская активность, в том числе и на авторынке. Однако кардинальных перемен в ближайшие год-два все же не произойдет'.


http://www.ng.ru/economics/2010-03-17/4_auto.html






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь