В России скоро должна появиться первая система комплексного мониторинга правового пространства страны. Она уже разработана в Минюсте и, как предполагается, ляжет в основу готовящегося указа президента. При помощи этого мониторинга власть намерена понять: как то, что написано на бумаге, выглядит в реальной жизни.
О проекте мониторинга правового пространства рассказал вчера статс-секретарь Минюста Дмитрий Костенников на заседании Международной школы молодых ученых-юристов, которую ежегодно проводит Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
В начале пленарного заседания перед молодыми юристами выступил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Он призвал их работать над решением не только актуальных теоретических, но и многих практических вопросов общественной и политической жизни страны. Одна из проблем - законов много, а вот за тем, как они претворяются в жизнь, контроль слабый. По словам Костенникова, отдельные элементы правового мониторинга уже существуют (Генпрокуратура и Минюст следят за соблюдением законности, а Совет федерации готовит свой ежегодный доклад), но нужен системный подход. И он скоро появится - проект соответствующего указа президента уже готов.
- Например, необходимо следить за тем, приняты ли подзаконные акты, без которых не сможет работать ни один федеральный закон, - пояснил Костенников "Известиям". - Тот же Конституционный суд принимает постановления и определения, после чего требуется исправление дефектов, на которые указал КС. Нужно следить за тем, чтобы все это реализовывалось.
- Право на бумаге и право в жизни - это вещи не вполне совпадающие, - комментирует "Известиям" советник президента России Вениамин Яковлев. - Ведь то, что на бумаге, - это всегда хорошие намерения, а вот как оно оборачивается в реальной жизни, последствия того или иного закона, еще надо анализировать.
По итогам мониторинга правительство будет готовить ежегодный доклад и класть его на стол главы государства. "Известия" уточнили у Яковлева, каким в идеале может быть результат.
- Если выяснится, что закон плохо работает, - говорит советник президента, - то надо ответить на вопрос почему: закон плох или правоприменение хромает. После этого требуется устранить слабые звенья, то есть либо доработать закон, либо усовершенствовать его исполнение. У нас ведь некоторые законы проваливались из-за плохой организации. Так было, например, со знаменитой монетизацией льгот - исполнение на первых порах было очень неважное.
Запустить правовой мониторинг планируется уже в следующем году, сказал Костенников. Предполагается, добавил он, что результаты мониторинга будут влиять на план законопроектной работы правительства и Госдумы.
Александра Белуза
http://www.izvestia.ru/russia/article3142360/