Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Без посторонней помощи



Россияне все чаще совершают банковские операции в интернете

Интернет-банк сегодня уже не отождествляется с дополнительным сервисом, к которому обращаются время от времени. Удобство его использования и дополнительные преимущества, дающие онлайн-доступ к счету, привлекают к услуге все больше клиентов. По различным оценкам, в России интернет-банкингом пользуются от 2,5 до 3 млн человек. В 2000 году клиентов, обращающихся к интернет-сервису, было всего 300 тысяч. Цифры говорят о впечатляющей динамике: рост клиентской базы в год составляет 40% и более.

Сегодня редкий банк обходит стороной интернет. Растущая популярность интернет-сервиса неудивительна. За последние 10 лет функционал интернет-банков различных кредитных организаций заметно расширился. Оплата коммунальных услуг, мобильного телефона, кабельного телевидения, любых покупок, перевод денег со счета на счет одним кликом и даже открытие депозитов - все это можно сделать самостоятельно, не выходя из дома или не покидая рабочего места. К примеру, в ОАО "Альфа-Банк" активно пользуются услугами интернет-банкинга (система "Альфа-Клик") 35% клиентов. А это 900 тысяч человек. Цифра могла быть и больше, если бы растущий спрос не наталкивался на ряд мифов, связанных с работой и безопасностью интернет-банкинга.

Простота использования

Основной препоной на пути развития онлайн-сервиса сегодня оказывается незнание того, что такая услуга вообще существует. Об этом говорит исследование, проведенное по заказу специалистов Альфа-Банка. Также в числе сложностей - недостаточная компьютерная грамотность. Далеко не все клиенты могут с присущей продвинутым пользователям скоростью обращаться к различным разделам интернет-банка. Кроме того, масса людей просто не понимает разницу между доступом к информации о состоянии счета и проведением банковских операций через интернет.

О множестве доступных через Всемирную паутину функций пользователи вообще не имеют представления. Это вторая по распространенности причина относительно медленного развития интернет-банкинга в России. К примеру, не все клиенты Альфа-Банка знают, что у них есть возможность без комиссий переводить деньги с одного своего счета на другой в любое время. Получателем может выступать и близкий человек, также являющийся клиентом Альфа-Банка. Срочно понадобившиеся деньги тут же будут переведены адресату на счет. Система "Альфа-Клик" предусматривает и возможность воспользоваться web-деньгами. Альфа-Банк, к слову, остается единственной крупной кредитной организацией, которая позволяет с помощью интернет-банкинга осуществлять перевод "туда-обратно" в кошельке "Яндекс.Деньги".

Особо безопасен

Но даже широкий сервисный функционал и интуитивно понятный интерфейс интернет-банка не всегда привлекает пользователей. Люди во главу угла ставят принцип "прост, надежен и безопасен". Два последних пункта нередко вызывают у клиентов сомнения. Исследования говорят, что нежелание использовать интернет-банк из-за вопросов безопасности оказывается на третьем месте. Боятся "возиться" со счетами-платежами в режиме онлайн 5-7% клиентов. Условно их можно разделить на две группы. Первую категорию убедить в безопасности интернет-сервиса невозможно: у них есть одно собственное мнение, а все остальные неправильные. А вот в случае с другой группой клиентов иногда удается избавиться от неосознанной боязни нового и пока еще не всем понятного банковского сервиса.

Банки прекрасно понимают первостепенную важность разъяснительных мер по вопросам безопасности. И, одновременно упрощая доступ в интернет-банк, делают его более защищенным. Здесь следует опираться не на голословные заявления банков, а на аудит информационной безопасности. Тестирование, проведенное не так давно компанией Digital Security, подтвердило соответствующую мировым стандартам высокую степень защищенности "Альфа-Клика" от несанкционированного внешнего воздействия. "Важный фактор защиты - система подтверждения операции одноразовым паролем, который клиент получает с помощью SMS, - поясняет Владимир Урбанский, начальник управления развития каналов самообслуживания блока "Розничный бизнес" Альфа-Банка. - Виртуальная клавиатура также повышает степень защищенности от перехвата сетевыми злоумышленниками".

Также существуют финансовые лимиты, ограничивающие проведение конкретных операций. К примеру, в Альфа-Банке суточный платеж за мобильную связь ограничен 30 тысячами рублей.

Технически возможно

Часть клиентов, единожды разочаровавшись в удобстве интернет-банкинга одной кредитной организации, даже не пробует воспользоваться этим сервисом в другой. Как правило, люди недовольны необходимостью устанавливать специальное программное обеспечение (система "Клиент-банк").

Действительно, неудобств у системы "Клиент-банк" масса. Необходимо установить программное обеспечение на каждом компьютере, который планируется использовать для доступа к счету, а ведь на рабочем компьютере это может быть вовсе невозможно из-за ограничений со стороны системной администрации. Кроме того, расширение функций интернет-банка будет приводить к регулярной необходимости обновлять программу. Поэтому кредитно-финансовые учреждения все чаще полностью переходят на web-интерфейс. Правда, и с ним иногда возникают трудности.

Предлагаемый банками web-интерфейс иногда работает не на всех популярных интернет-браузерах. Причина в том, что отечественные банки зачастую приобретают готовые или немного переработанные решения от российских софтверных компаний, не адаптируя их. "Альфа-Клик" практически полностью разрабатывался с нуля с учетом пожеланий клиентов, - рассказывает Владимир Урбанский, - который к тому же проходил юзабилити-тестирование". Результаты теста доказали простоту и удобство интерфейса. Так, отношение числа успешных операций к их общему количеству составило 96,2%, а свою удовлетворенность пользователи оценили в 4,3 балла по пятибалльной шкале. Такие исследования проводятся с использованием специального оборудования, которое регистрирует движение глаз пользователей, измеряет время выполнения операций и затем оценивает их результативность. Завершающим этапом стал опрос клиентов для оценки степени их удовлетворенности работой с "Альфа-Кликом".

Операции в ассортименте

Интересной выглядит статистика по операциям, осуществляемым при помощи интернет-банка. На первом месте в количественном выражении стоит оплата мобильного телефона и интернета, затем - коммерческого телевидения и коммунальных платежей. "А по оборотам однозначным лидером стали переводы между счетами, причем с учетом обмена валют, - констатирует Владимир Урбанский. - На втором месте оказываются переводы другим клиентам Альфа-Банка и внешние переводы".

Отдельно стоит сказать о виртуальной карте, которая делает покупки в интернет-магазинах безопасными. Ее также можно открыть при помощи интернет-банка. В месяц Альфа-Банк "выпускает" свыше 10 тысяч таких карт, на каждую из которых приходится более одной операции в месяц. С их помощью оплачивают покупки в российских и международных интернет-магазинах, включая такой известный портал, как PayPal. Это цифровой контент, техника, парфюмерия - да все что угодно, а в ряде случаев еще и со скидкой. Банки дают такой бонус при оплате через онлайн-сервис. Например, билеты на концерт U2 в системе "Альфа-Клик" можно приобрести со скидкой 5%.

Банковский сектор сегодня предлагает и другие каналы управления счетом, которые взаимодействуют с интернет-банком, в частности SMS-банк. Клиент может совершать операцию, воспользовавшись отправкой одного сообщения. Пример - оплата сотового телефона своего друга или родственника. В интернет-банке единожды составляется шаблон (название и сумма). Два слова, один короткий номер - вот и вся простая процедура, доступная пользователям "Альфа-Клика". На рынке есть и другие примеры, но в иной реализации. "Вариант с шаблонами оказывается самым удобным, - считает Владимир Урбанский. - Представьте, люди платят даже за ПИФы, хотя многим и кажется, что инвестировать по SMS - это по меньшей мере странно".

Российский интернет-банкинг потихоньку "догоняет" западного родителя. Что говорить, раз мы уже готовы вкладывать деньги при помощи SMS. Но все же есть те финансовые утилиты интернет-банка, которые популярны в Европе, но еще практичсеки не представлены в нашей стране. В качестве наглядного примера можно привести сервисы финансового анализа и планирования, которые дают возможность анализировать, на что именно в течение определенного периода покупатель тратил свои деньги. В банковском процессинге есть автоматический классификатор операций. А интернет-банк позволяет вручную изменять или добавлять категории, создавать правило, как категоризировать траты из того или иного магазина, строить графики. И тем самым - планировать бюджет. Но у нас этот сервис пока не прижился. "Пока еще с помощью карты россияне оплачивают 10-30% покупок, и человеку неинтересно анализировать такую малую часть своих трат, но мы уже видим, что ситуация со временем меняется", - поясняет Владимир Урбанский. Доля расчетов по карте в магазинах и ресторанах растет, и вместе с ней увеличивается и популярность интернет-банкинга.

Не приходится сомневаться, что и доля операций по счету, совершаемых через интернет, будет только возрастать. Сегодня пользователи "Альфа-Клика" 90% таких платежей, как перевод денег на другие счета, осуществляют самостоятельно в режиме онлайн. Оставшиеся 10% платежей проводятся, как правило, в офисе заодно с другими операциями, которые и стали основной целью поездки в отделение банка. Но в будущем приходить в офис клиенты будут все реже, предпочитая распоряжаться средствами в виртуальной реальности.


http://www.izvestia.ru/economic/article3142726/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь