Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Россия завлекает торговцев во льды



14 августа стартовал экспериментальный морской рейс из Мурманска в Китай. Груз газоконденсата в 72 тыс. тонн везет танкер "Балтика". Проводка через льды осуществляется ледоколами "Атомфлота". Рейс носит в первую очередь рекламно-показательный характер. В Минтрансе полагают, что Севморпуть может стать важным транзитным путем и приносить доход.

Порядка 800 миль "Балтика" пройдет самостоятельно, а в Карском море его поведет атомный ледокол "Россия", на борт которого прилетят к тому времени (ориентировочно 17 августа) руководители двух фирм, входящих в структуру ОАО "Совкомфлот": компании-грузовладельца и компании, которой принадлежит танкер (НОВАТЭК и Юником Менеджмент Сервис), сообщает ER. ru.

SCF Baltica является танкером типа "афрамакс" ледового класса. Построен в 2005 году. Экипаж судна - 25 человек, все граждане РФ. Ходит под флагом Либерии. Валовая вместимость - 65293 т, длина - 249,7 метров, ширина - 44 метра. Сопровождают судно мощнейшие в мире ледоколы.

Предполагается, что в конце августа танкер выйдет в Тихий океан. Конечной точкой маршрута значится китайский порт Хуэйчжоу. В зависимости от ледовой обстановки по ходу движения к каравану в районе пролива Вилькицкого может присоединиться атомный ледокол "Таймыр", а в море Лаптевых караван - атомный ледокол "50 лет Победы". Руководство ледовой частью экспедиции возложено на руководителей "Совкомфлота" и "Атомфлота" - Сергея Франка и Вячеслава Рукша.

Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет порядка 5600 км.

При этом СПМ является перспективным путем международных перевозок. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путем - только 5770 морских миль. В Аденском заливе остается актуальной проблема пиратства, в то время как в водах Ледовитого океана осуществлять такую деятельность непросто.

Сейчас по Северному морскому пути перевозится около 2 млн тонн грузов в год, однако чиновники видят куда более радужные перспективы. В частности, называются цифры в 30-35 млн тонн в год. Ради этого, чиновники готовы освоить до 2015 года около 80 млрд. рублей. Примерно 40 млрд планируется вложить в развитие СМП. Эти средства должны быть направлены на восстановление заброшенной инфраструктуры полярных портовых - Амдерма, Тикси, Певека.

Мурманск чиновники видят в качестве крупнейшего арктического хаба, объединяющего железнодорожные, морские и воздушные пути, а также мощные складские и логистические центры.

Еще около 40 млрд рублей предполагается инвестировать в развитие отечественного ледокольного флота, построив еще один атомный ледокол и три дизельных.

Скептики между тем напоминают, что глобальное потепление, на которое в частности, рассчитывают лоббисты СМП, может пойти не по самому лучшему для северных территорий страны сценарию. В частности, активное таяние льдов и подъем уровня океана могут привести к затоплению полярных портов.

Суэцкий канал наверняка не готов делиться грузопотоком и пойдет на снижение тарифов в случае запуска альтернативного пути. Между тем, ценовой вопрос для СМП, с учетом объективно высокой себестоимости проводки, является действительно болезненным.

Существует предложение дотировать простой ледоколов у причалов из бюджета, что может снизить стоимость сопровождения, полагают в минтрансе. Активно обсуждается предложение зафиксировать тариф на проводку в размере половины от суммы экономии за счет сокращения длины пути по сравнению с маршрутом через Индийский океан.

С другой стороны, Суэц уже давно перегружен, имелись даже планы построения второй линии канала. Но не факт, что мировая торговля, а, следовательно, международные перевозки в ближайшие годы будет существенно расти. Также следует четко определить приоритетные грузы, которые наиболее выгодно возить по СМП как его организаторам, так и грузоотправителям. Однако если крупнейшие российские добывающие компании придут в Арктику всерьез и надолго, трасса, корабли и инфраструктура СМП все равно понадобятся, пусть и не в полных объемах.

Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11 % национального дохода России, здесь создается 22 % объема общероссийского экспорта. В этом регионе добывается более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов.

Кроме экономических сомнений, существуют и чисто правовые моменты. В частности, должен быть четко определен статус Северного морского пути. Такой вывод был сделан в рамках первого заседания рабочей группы по подготовке заседания президиума государственного совета, посвященного вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации, сообщает Portnews со ссылкой на управление информационной политики и взаимодействия со СМИ аппарата правительства Мурманской области.

В прошлом году, например, из Владивостока до Оби прошли два судна немецкой компании Beluga с грузом для строящейся Сургутской ГРЭС. Прошли без проводки, поэтому навязчивый ледокольный сервис может оказаться непонятным миру. Однако пока существенных изменений в ледовой обстановке на СМП не наблюдается, так что большую часть года ледоколы все же будут необходимы.

"Освоение Арктики требует значительных средств, - подчеркнул губернатор региона Дмитрий Дмитриенко. - Ни государство, ни бизнес в одиночку не смогут осуществить необходимые для освоения этих территорий проекты. Важно максимально точно обозначить зоны ответственности и задачи различных ведомств, компаний и консолидировать их усилия. Мы должны ориентироваться на комплексные проекты, которые будут способствовать решению общенациональных государственных задач".

Комментируя итоги первого заседания, Дмитрий Дмитриенко акцентировал внимание коллег на необходимость разработки мер экономической поддержки, сообщает агентство. В первую очередь, это касается вопросов стимулирования развития арктических территорий, повышения инвестиционной активности, модернизации всей "арктической" экономики.



Виталий Сальник
http://www.pravda.ru/economics/rules/16-08-2010/1045065-baltika-0/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь