Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Правительство придумало налог от банкротства



В России могут ввести обязательное страхование зарплат работников предприятий на случай банкротства предприятия. С таким предложением выступило Минэкономразвития РФ. Работодателям новая фискальная идея правительства, несмотря на весь социальный лоск, не нравится. Налоги с будущего года и так повысятся, а нужда в страховании зарплат пока неочевидна.

"Во многих странах применяется институт страхования в виде фондов, в которые работодатели отчисляют некоторые средства на случай банкротства - и когда случится банкротство, из этого механизма страхования выплачиваются средства. Мы такие поправки сейчас прорабатываем, учитывая и возможный эффект на издержки работодателей", - цитирует министра экономразвития Эльвиру Наибулину Финмаркет.

В прошлом году, напомнила министр, долги по зарплатам резко выросли. А бюджетам разного уровня пришлось брать на себя выплаты сотрудникам "вдруг" обанкротившихся предприятий. Зачастую у банкротов не было средств даже для этого, хотя долги по заработной плате вроде бы как выведены из очереди кредиторов и должны выплачиваться в первую очередь.

Основная статья, по которой проходят отсрочки - "отсутствие у предприятий собственных средств". На нее приходится свыше 97% от общего долга по заработной плате. Впрочем, по статистике СКП РФ, в первом полугодии 2010 года задолженность по оплате труда сократилась на 14,2% по сравнению с началом года и составила 3,06 млрд рублей. К сентябрю суммарная задолженность продолжила снижаться и по подсчетам Росстата в целом по стране составила 3,35 млрд рублей.

Тем не менее, в июле президент РФ Дмитрий Медведев предложил ужесточить наказания за невыплату заработной платы, а в сентябре премьер-министр Владимир Путин потребовал усилить мероприятия в сфере охраны труда.

"Нужно думать об автоматическом режиме, который бы применялся в случае банкротства для выполнения обязательств перед работниками", - полагает глава ведомства. И фонды, по ее мнению, такую автоматизацию обеспечат.

Пока министерство готовит законопроект, работодатели возмущаются очередным ростом налоговой нагрузки. В 2011 году она и так вырастет из-за повышения страховых выплат (с 26% до 34%), что явно не содействует росту инвестиций в основной капитал, которые крайне необходимы российской экономике.

Если к 34% ЕСН добавить 13% подоходного налога, то выйдут все 47%. Что-то инвестировать при таком объеме выплат, мягко выражаясь, весьма затруднительно. При таких налогах конкурировать с кем-либо на каких-либо рынках будет невозможно. В конце концов, предприятиям крайне необходимы оборотные средства, но у них хотят забрать еще больше денег.

Если политика и в самом деле есть искусство постоянного обоснования для новых налогов, как полагал Гарольд Нар, то инициативу правительства стоит признать в высшей степени политической.

И хотя Набиулина оговорилась, что принятие соответствующего страхового законопроекта возможно с учетом растущей налоговой нагрузки лишь после 2012 года, озвученная идея наталкивает на мысль, что многим предприятиям в РФ определили "время дожития". Видимо к 2013 году банкротства посыплются под воздействием налогового пресса.

Начинание выглядит вполне благим с точки зрения простого работника, однако правительство задало себе непростую задачку. Повышая налоги, оно вместе с тем прогнозирует рост в 2010 году ВВП на 4%, в 2011 году - 4,2%, в 2012-м - 3,9%, в 2013-м - 4,5%.

Впрочем, и работнику придется несладко. Новые расходы работодатель внесет в издержки, что неминуемо отразиться на конечной, то есть потребительской цене продукта. Хотя если исходить из того, что у нас есть нефть и газ, а все остальное сделают китайцы, то идея выглядит вполне работоспособной. В том смысле, что банкротится в производящей экономике будет уже некому, сырьевики не обанкротятся в принципе, а страховщики и стоящие за ними банки получат дополнительные финансовые средства.

Механизмы работы возможной системы страхования заработных плат просматриваются лишь в общих чертах. Это может быть единый фонд, по примеру действующей системы страхования банковских вкладов, куда фискальным образом будут собираться средства со всех предприятий. Это может быть законодательно оформленная схема отношений со страховыми компаниями.

И та и другая форма не лишены своих слабых мест. В первую очередь стоит опасаться случаев мошенничества и преднамеренных банкротств, которые будут осуществляться для получения средств фонда. Кстати, более распространенным видом учета рисков в мировой практике является не страхование зарплат, а страхование безработицы.

Совершенно непонятно, куда будут инвестироваться средства, поступающие в этот (эти?) страховой фонд. В условиях перестройки мировой экономики активы продолжат падать в цене, бумажки, которыми забит фондовый рынок, нельзя признать надежными инвестициями.

Пример ВТБ, который не знает, как управиться с пенсионными накоплениями молчунов, тут весьма показателен. Плох не ВТБ, просто все накопительные схемы и стратегии, которые привычно используются и по сей день, создавались в условиях растущей экономики и на растущих рынках, чего сейчас нет и в помине. Проще говоря, они неэффективны и убыточны в современной ситуации. Поэтому шанс столкнуться с очередным относительно законным способом вымывания средств в результате введения новых страховых отчислений крайне велик.



Виталий Сальник
http://www.pravda.ru/economics/insurance/07-10-2010/1052578-news-0/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь