Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Могла ли Россия превратиться в Китай?



Финансовый кризис 1998 года поставил перед руководством России непростую задачу: выбрать новый путь развития экономики. Сценариев было несколько. Руководство предпочло вариант с жесткой бюджетной политикой, структурными реформами. Но был ли выбор правильным?

Как рассказал Bigness.ru Антон Сафонов, аналитик 'Инвесткафе', экономика России после 1998 года, когда в результате финансового кризиса курс доллара вырос с 6 руб. 20 коп. до 25 руб. к концу года, могла развиваться по нескольким сценариям.

'Во-первых, правительство могло быть неподготовленным к проведению реформ, в частности в бюджетной и налоговой сферах, что поставило бы под угрозу возможность отвечать по обязательствам, особенно внешним. В результате отсутствия возможности стимулирования внутреннего спроса, экономика страны практически не имела бы потенциала для развития', - говорит эксперт.

Также, по словам специалиста, можно было полностью отказаться от выплат по долгу до улучшения экономической ситуации в стране. Такой сценарий был выбран в начале 2000-х правительством РФ, главой которого на тот момент являлся М.М. Касьянов. Но такая политика грозила исключением России из международных организации и другими санкциями, в связи с чем президентом было принято решение о продолжении выплат по госдолгу.

'Такой вариант развития событий также привел бы к возможности использования только внутренних источников для финансирования дефицита бюджета, что было явно недостаточно', - отмечает эксперт.

Руководством страны был выбран третий вариант, согласно которому должна осуществляться жесткая бюджетная политика, структурные реформы.
 
Благодаря действиям ЦБ, который проводил жесткую бюджетную и сдержанную денежно-кредитную политика, удалось повысить собираемость налогов, а также снизить темпы инфляции. Была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было значительно сокращено. Благодаря этому удалось также снизить налоговую нагрузку.

Производились попытки снизить административные барьеры, реформировались естественные монополии. Начали развиваться интеграционные процессы. Быстро росли золотовалютные резервы Центрального банка. В 2002 году была проведена пенсионная реформа, в период с 2001 года по 2004 год проводилась банковская реформа.

'Несомненно, на экономическое развитие позитивное влияние оказывали цены на нефть, которые, благодаря росту спроса со стороны стран Азии, держались на высоком уровне.

Эти средства могли быть использованы для инвестиций в экономику, в частности в промышленность, что обеспечило бы экономический рост в долгосрочной перспективен. Но такое решение противоречило стабилизирующей функции Стабилизационного фонда, который сыграл важную роль во время кризиса 2008 года', - поясняет Антон Сафронов.

Стабфонд должен был обеспечивать дополнительную устойчивость государственным финансам, а также служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов. На начало 2008 года объем Стабилизационного фонда, разделенного на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, составлял 3,85 трлн руб.

Акцент делался на формирование институтов, которые могли бы обеспечить устойчивое функционирование экономики.

В результате перед кризисом 2008 года в России наблюдался значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстро росли средства в бюджетных фондах, а также золотовалютные резервы. Но некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики привело к 'перегреву' экономики, во многом из-за сильного роста кредитования, благодаря низким процентным ставкам. Росли также бюджетные расходы, в 2007 году их рост в три раза превысил рост ВВП. Высокими темпами рост импорт, а также внешний долг (на конец 2007 года он составил $417,2 млрд, по сравнению со $108 млрд в 2005 году).

В начале мирового финансового кризиса 2008 года преимущество России было в накопленных резервных средствах. Огромные суммы выделялись неплатежеспособным банкам, ВЭБ поддержал компании, которые не могли расплатиться по валютным долгам. В 2008 году антикризисные меры достигли 1089 млрд руб. (2,6 % ВВП).

Чтобы поддержать банковскую ликвидность Минфин размещал средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков. Также использовались средства фондов для размещения на внутреннем рынке, например из Фонда национального благосостояния объем таких средств составил 175 млрд руб. в 2008 году.

Также около 200 млрд руб. было выделено для капитализации проблемных банков. Создана кредитная линия для поддержки банков, использование которой к началу 2009 года составило 114,3 млрд. руб. В качестве одной из антикризисных мер был увеличен размер страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб. Предпринимались действия для удержания тарифов на приемлемом уровне.

'Масштабные антикризисные меры позволили России уменьшить потери от кризиса. Но, к сожалению, последствия кризиса будут ощущаться еще очень долго. Главное опасение сейчас вызывает бюджетный дефицит, рост госдолга и замедление темпов восстановление экономики в целом', - говорит аналитик 'Инвесткафе'.

По его словам, экономика постепенно восстанавливается, но темпы крайне низкие. В сентябре сильно упала потребительская активность, и достигла 4,7%, против 6,5% месяцем ранее. 'Нельзя пока говорить и об устойчивом росте промпроизводства, т.к. рост в 8,9% за девять месяцев 2010 года можно объяснить эффектом низкой базы (за аналогичный период 2009 года этот показатель сократился более чем на 10%). Тем не менее, если промышленное производство продолжит расти хорошими темпами, и розничные продажи не будут снижаться, это позволит по итогам года говорить о росте ВВП России на 3,7-3,8%, что немного ниже официального прогноза в 4%', - считает специалист.

Но, как отмечает Антон Сафронов, развитие страны могло идти совсем по другому пути, и ярким примером здесь является Китай.

Китайская экономика в последние 30 лет постоянно растет, и ее успешное развитие можно объяснить стратегическими целями, которые были объявлены еще в 1981 году. Согласно этим целям ВВП страны должен был вырасти в 4 раза к 2000 году, но его рост превысил 6 раз.

Реформы в стране проводились постепенно, что позволяло решать определенные задачи, но все они направлены на долгосрочное развитие.

Одной из главных арен для реформ в Китае является сельское хозяйство. Прежде всего, модернизация коснулась сельскохозяйственный и приморских регионов, которые стали локомотивом для экономики. Правительство продолжает поддерживать аграрный сектор, в 2006 годы сельскохозяйственные налоги полностью отменены. Конечно, как отмечает эксперт, из-за самодостаточности отдельных регионов уровень жизни в стране значительно различается, но государством проводится политика по выравниванию уровня развития регионов.

'Одним из преимуществ Китая остается дешевая рабочая сила. Для поддержания этого преимущества проводится реформа прописки, начавшаяся в 2001 году. Согласно этой реформе миграция населения внутри страны теперь проходит под воздействием рыночных механизмов, что позволит существенно увеличить долю городского населения, которое является основным источником рабочей силы', - поясняет специалист.

Он подчеркнул, что рост китайской экономики невозможен без предприятий мелкого и среднего бизнеса, которые ориентированы на экспорт. Государственные структуры активно помогают таким предприятиям в освоении зарубежных рынков. При этом отрасли, изначально контролировавшиеся государством, стали открыты для предприятий МСБ, также для них стала действовать система госзаказов.

Сектор МСБ дает Китая около 60% ВВП, по сравнению с 20-25% в России. При этом более 60% экспорта Китая генерируется именно предприятиями малого и среднего бизнеса.

Мировой финансовый кризис затронул Китай достаточно ощутимо из экспортно-ориентированной экономики. В результате в первом полугодии 2008 года около 70 тыс. предприятий МСБ обанкротились. Позднее количество обанкротившихся предприятий увеличилось из-за запрета сокращать зарплату и использовать вынужденные отпуска, так как предприятия не смогли оптимизировать расходы.

В 2008 году банк Китая 5 раз снижал ставки для поддержания экономического роста. Было выделено около $585 млрд для поддержки экономики. Прежде всего, правительство надеется решить проблему безработицы, с помощью строительства нескольких крупных объектов.

Антикризисные меры китайского правительства, по словам эксперта, позволят ускорить модернизацию экономической системы. И рост экономики страны впечатляет: за третий квартал ВВП вырос на 9,6%, а за девять месяцев 2010 года рост китайской экономики достиг 10,6%.

'Конечно, экономические реформы часто непопулярны у населения, так как в краткосрочном периоде негативно влияют на жизнь миллионов людей, но Китай с этим справляется благодаря авторитарному режиму. В связи с этим радикальные реформы в России неприемлемы, но использовать опыт Китая в поддержке и развития предприятий малого и среднего бизнеса, а также в развитии технологичных и наукоемких производств необходимо. Это позволит создать основу для стабильного роста экономики в будущем', -подытожил Антон Сафронов, аналитик 'Инвесткафе'.


Екатерина Евстигнеева
http://www.bigness.ru/articles/2010-11-06/rf/118592/






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь