Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Конкуренция спасет российскую экономику



Уровень развития конкуренции в России, мягко говоря, недостаточный. Сегодня и российский и иностранный бизнес ждут другой конкурентной среды. Здоровая конкуренция важна и для потребителя - ведь это и низкие цены и качество товар, а это в свою очередь толкает в рост экономику страны. В пятницу в рамках конференции 'Развитие конкуренции в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса?' представители федеральных и региональных органов власти, а также предприниматели попытались совместно решить эту острую проблему.

Открыл мероприятие новый мэр Москвы Сергей Собянин, поблагодарив Минэкономразвития за организацию столь важного мероприятия, и осветив проблему с точки зрения Москвы, как финансового центра России, по которому можно судить о состоянии всей страны в целом.

'Москва - это, конечно, не вся страна, но ее влияние на конкурентную политику в стране сложно недооценить. Здесь сосредоточены все основные финансовые потоки. Это самая большая региональная экономика', - сказал мэр. Он отметил, что в Москве в последнее время наметились серьезные проблемы, в частности, снижение объемов инвестиций даже по сравнению с другими регионами РФ.

'Москва всегда была лидером в этой сфере, но в последние годы она это звание потеряла. Здесь несколько причин. Одна из них в том, что простые прямые инвестиции в целый ряд секторов насытили рынок и дальше такими темпами развиваться не могу. Например, сектор торговли в Москве уже заполнен, поэтому здесь инвестиции начинают перетекать в другие регионы. То же самое можно сказать о рынке недвижимости. Москва и так более чем застроена. Бесконечно строить жилье невозможно. И мы видим, как инвестиции начинают перетекать в Московскую область, которая уже стала лидером по строительству жилья и по другим показателям', - пояснил Собянин.
 
'И, конечно, к сожалению, в Москве мутная среда инвестиционных контрактов, которая является образцом российской коррупции, чиновничьего беспредела, да и просто бестолковщины', - добавил столичный градоначальник.

По его словам, на 40 млн квадратных метров половина - мертвые, Другая половина требует серьезной ревизии: нужны эти метры или не нужны городу.

'С этим блоком надо разбираться. Мы в ближайшее время проведем инвентаризацию таких проектов и по большинству из них надо принять решение: пролонгировать контракты, или мы их реконструируем. В дальнейшем необходимо переходить к другим механизмам', - отметил он.

К приоритетным задачам столичный мэр отнес обеспечение инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, развитие общественного транспорта и строительство доступных паркингов. Отметив, что Москва имеет огромный инвестиционный потенциал, мэр сообщил, что, в первую очередь, требуется строительство новых линий метрополитена. 'Необходимо построить одного метро на стоимость, которая оценивается от 0,5 до 1,5 трлн руб.', - сказал Собянин.

Вторая цель - паркинги. Мэр Москвы считает, что сегодня надо создать около 2 млн парковочных мест, что в пересчете на метры выливается в 20 млн квадратных метров различного строительства.

В качестве новой формы общественного транспорта мэр предлагает скоростной трамвай, который давно и успешно оправдал себя в Европе.

'Эти предложения мы должны оформить, я имею в виду московскую власть. Масштабы работы, с учетом кадровой неготовности огромны, но, тем не менее, она будет сделана', - сказал градоначальник.

Кроме того он отметил, что, несмотря на развитие торговых сетей, цены в Москве на 20%-40% выше, чем в регионах того же Центрального федерального округа. По его словам, это говорит о том, что еще много предстоит сделать, чтобы снизить уровень коррупции и повысить доступность московского рынка для сельхозпроизводителей.

'Что касается коррупции - на стихийных рынках проходит колоссальный объем контрафакта. Они выводят налоги, финансовые ресурсы, не давая нормально развиваться. Это вызов и для власти, и для бизнеса, который мы должны решать безотлагательно.

То же самое касается рынка транспортных услуг. 70% услуг оказываются нелегально, оказываются гражданами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, которые не платят налоги. Это делает рынок услуг общественного транспорта ущербным. Мы не получаем качественных услуг, не развиваем сеть, это приводит к большим издержкам транспортной логистики', - подчеркнул Собянин.

Отдельный вопрос конкуренция на рынке госзаказов. Здесь, по словам мэра, Москва сделала большой шаг. 'Ввела раньше, чем некоторые регионы, электронные площадки. Произошло снижение цен на госконтракты. Тем не менее, простых решений здесь тоже нет. Чтобы выставить заказ - надо серьезно подготовить его. Как пример. Недавно был на объекте, где получили 30% снижение цены, а к концу года получили один фундамент. Инвестор получает объект неготовый для строительства. В результате получается полная профанация.

Пример в коммунальном хозяйстве. Я был в одном из округов, там в одночасье на услуги по обустройству дворов была создана фирма с 25%-ными откатами, все было оформлено под новый год, чтобы контракт было невозможно оспорить. Всем этим надо заниматься. Заниматься не формально', - говорит Сергей Собянин.

'Итогом работы должен быть не только конкурентный бизнес, но и конкурентное поле. Мы должны быть конкурентны не только по отношению к Вологде, Нижнему Новгороду, но и по отношению к Парижу, Берлину', - подытожил свое выступление столичный градоначальник.

О том, что конкуренция в России находится 'на задворках', говорят и данные международных организаций, подтвердила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Согласно докладу Всемирного экономического форума, по интенсивности конкуренции на товарных рынках Россия занимает 102-е место из 133, по уровню административных барьеров - 124-е, по сложности таможенных процедур - 130-е.

'За три года Россия спустилась на семь ступенек и в докладе Всемирного банка Doing Business, - добавила министр. - Конечно, произошли определенные улучшения: за это время количество документов, необходимых на согласование для строительства, сократилось с 704 до 540. Но и это почти запретительно для начала инвестиционного бизнеса. Причем, сократив документы, мы все равно упали в рейтинге, другие страны идут более быстрыми темпами'.

Один из главных тормозов для конкуренции - слабый общественный запрос на нее, считает Набиуллина. 'В позднесоветском и постсоветском обществе преобладал патернализм, всем казалось, что государство должно помогать в тяжелых условиях. Но в выигрыше оказывался тот, у кого был короткий путь к чиновнику', - признала Набиуллина. В результате конкуренция была не за потребителя, а за доступ к чиновнику, и сегодня такая ситуация сохраняется. 'Надо действовать сообща, а не ждать только действий от власти', - призвала министр.

'Пока мы не превратили Россию в страну вечной конкурентной мерзлоты, надо что-то делать с инвестиционным климатом', - подчеркнула Набиуллина.

Бывший чиновник, а ныне глава инвестиционно-банковского управления 'Тройки Диалог' Андрей Шаронов осветил недостатки в области конкуренции с точки зрения бизнеса.

'Государство продолжает увеличивать свое присутствие свое присутствие в экономике, прежде всего как собственника. Здесь могут быть разногласия, но я не знаю доказательств, что государство является эффективным собственником. Мне кажется, ряд людей, принимающих решения, заблуждается', - отметил предприниматель.

'Мы уже давно нарушаем дух Конституции, которая говорит о равенстве всех видов собственности. Но де-факто, а иногда и де-юре мы создаем преференции госсобственности', - указал на одну из главных проблем российской действительности Шаронов. В качестве примера он привел борьбу за инновации: власть потребовала, чтобы все госкомпании представили в правительство концепцию по их внедрению. 'У государства сотни компаний, но у него нет ни экспертного, ни временного ресурса, чтобы все проанализировать. Проверить все может только рынок. Я плохо представляю себе, чтобы Меркель опрашивала Mercedes, занимаются ли они инновациями', - сказал Шаронов, не исключив, что подобные концепции могут превратиться в отписки.

'По недавним сведениям, из 1227 "топовых" федеральных чиновников всего 3 имеют магистерскую степень западного университета в области финансов. А это в 50 раз меньше чем в других развивающихся странах. В Китае, например, 14 министров получили степень иностранных университетов и бизнес школ. В Сингапуре 20 из 21 министров получили эти степени, а премьер закончил Гарвард. В нашем правительстве очень мало людей, которые работали в бизнесе именно в рыночных компаниях, и всего один человек имеет опыт создания собственного бизнеса. На мой взгляд, этот факт снижает конкурентоспособность страны, так как представление людей, которые принимают решения, получаются весьма субъективными', - отметил Шаронов.

Власть борется не за то, чтобы стало меньше слабых, а чтобы меньше сильных: 'они думают, как бы продать шкуру тигра, чтобы накормить кабана', посетовал исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. А регулятор 'должен бороться со своим желанием регулировать' и заниматься развитием отраслей, отметил он.

Подытожить хотелось бы словами губернатора Пермского края Олега Чиркунова. 'Пытаюсь разобраться со своими ощущениями: будто я присутствую на ритуальном мероприятии - мы помолимся, скажем правильные слова и пойдем дальше грешить', - сказал Чиркунов, сорвав несмелые аплодисменты.


Екатерина Евстигнеева
http://www.bigness.ru/articles/2010-11-29/konkurenciya/119561/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь