Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Каталог политической системы общества >> Общероссийские общественные объединения >>
  Найти:  

Общероссийская общественная организация "Политическая партия "Демократический выбор России"
 
 
Общероссийская общественная организация "Политическая партия "ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ"
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ
(ДВР, "партия Гайдара")


Партия радикально-либеральной ориентации, до декабря 1994 по большинству вопросов поддерживавшая Президента Ельцина.

Лидер - Егор Гайдар.

Инициативная группа партии ДВР образовалась в марте 1994, партия учреждена 12-13 июня 1994.

Устав ДВР зарегистрирован Минюстом 9 августа 1994 (Рег.N 2364).

Предшественниками партии Демократический выбор России (ДВР) были предвыборный блок "Выбор России", образованный в июне - октябре 1993, и Движение "Выбор России", учрежденное 16 октября 1993. И движение и блок представляли собой коалицию традиционных демократов с новой номенклатурой.

Предвыборный список избирательного объединения "Выбор России", сформированный в октябре 1993 года, возглавляли Егор Гайдар, Элла Памфилова и Сергей Ковалев.

На выборах в Государственную Думу 12 декабря 1993 блок ВР получил 8 339 345 голосов (15,51 %) и, соответственно, 40 мест в Государственной Думе по общефедеральному округу. 24 кандидата блока были избраны в одномандатных округах. Кроме того в 25 округах, где "Выбор России" не имел собственных выдвиженцев, победили кандидаты, поддержанные блоком. В Совет Федерации было избрано 40 депутатов, включенных в список поддержки блока ВР, в том числе Владимир Шумейко, бывший председателем Совета Федерации первого созыва (1994 - начало 1996).

30 марта 1994 было опубликовано Политическое заявление о создании партии "Выбор России", которое подписали большинство депутатов Государственной Думы из фракции "Выбор России", некоторые депутаты Совета Федерации, ряд деятелей культуры. 12-13 июня 1994 прошел Учредительный съезд партии, принявшей название "Демократический выбор России" (ДВР). Председателем партии был избран Егор Гайдар.

В конце 1994 партия ДВР резко осудила военную операцию в Чечне и в период активного ведения боевых действий чуть было не ушла в оппозицию. Позиция Гайдара и Сергея Ковалева по чеченскому вопросу вызвала отход от ДВРсторонников президента. После июльского перемирия 1995 разногласия между ДВРи премьером Виктором Черномырдиным практически сошли на нет, но отношения с президентом остались прохладными.

Критика в адрес президента и осложение отношений с "партией власти" привело к размежеванию между ДВР и Движением "Выбор России", несмотря на то, что многие члены руководства Движения одновременно являются членами партии ДВР(формально в Политсовете Движения до сих пор состоит избранный на его съезде в октябре 1994 Гайдар). Не сумев заключить выгодного для себя союза с движением "Наш дом - Россия", Движение ВР накануне выборов 1995 создало свой собственный избирательный блок "89 регионов".

Партия ДВР в июне - августе 1995 образовала избирательный блок "Демократический выбор России - Объединенные демократы (ДВР-ОД)", в который, кроме собственно ДВР, вошли Российская партия социальной демократии (РПСД) Александра Яковлева и Крестьянская партия России (КПР) Юрия Черниченко. В первую тройку общефедерального списка блока вошли Е.Гайдар, С.Ковалев и актриса Лидия Федосеева-Шукшина.

На выборах 17 декабря 1995 блок ДВР-ОД получил 9-е место из 43 участников - 2 674 084 голосов избирателей, что составляет 3,86 %, не преодолев таким образом 5-процентный барьер. По мажоритарным округам депутатами стали 9 выдвиженцев блока - членов партии ДВР (С.Ковалев, Сергей Юшенков, Юлий Рыбаков, Александр Починок, Виктор Похмелкин, Владимир Головлев, Владимир Тетельмин, Семен Зубакин, а также генерал Эдуард Воробьев, вступивший в партию сразу после избрания). Кроме того, член Политсовета ДВР (и одновременно - сопредседатель Движения ВР) Павел Медведев прошел в мажоритарном округе от блока "89 регионов", Алексей Головков прошел в Думу как независимый, Владимир Рыжков - по списку "Нашего дома - России".

В Государственной Думе 8 депутатов - членов ДВР создали незарегистрированную депутатскую группу "Демократический выбор России" (координатор Сергей Юшенков), П.Медведев и В.Тетельмин вошли в группу "Российские регионы", В.Рыжков и А.Головков - во фракцию НДР.

На первом после выборов пленуме Совета ДВРв феврале 1996 было принято решение рекомендовать первичным организациям "рассмотреть вопрос дальнейшего пребывания в партии" лиц, фактически утративших с нею связь - в том числе депутатов ГД П.Медведева, А.Головкова, В.Рыжкова и депутата Совета Федерации, члена Политсовета ДВР Константина Титова.

Партия ДВР планировала поддержать на президентских выборах кандидатуру Виктора Черномырдина, но тот категорически отказался выдвигаться против Ельцина. IV съезд ДВР в мае 1996 поддержал кандидатуру Б.Н. Ельцина на президентских выборах.

На V съезде ДВР 21-22 сентября 1966 был избран новый состав Политсовета.

В начале октября 1996 ДВР инциировала создание Коалиции либеральных и правоцентристских партий и движений, в которую, кроме ДВР, вошли КПР Ю. Черниченко, РПСД А. Яковлева, Федеральная партия "Демократическая Россия" (ФПДР) Галины Старовойтовой - Льва Полномарева, Общее дело Ирины Хакамады.

Основная мысль программы ДВР- необходимость в высоком темпе расширять и углублять преобразования, ведущие к вестернизации России. ДВР можно назвать наследницей традиционного российского "западничества" в его самой последовательной форме.

Политический идеал ДВР - демократическое правовое государство, опирающееся на политически зрелое, граждански активное общество. ДВР считает себя либеральной (вариант - "либерально-консервативной") партией, выступающей за экономический либерализм (принцип наименьшего государственного вмешательства в экономику) и за либерализм в политике (демократия, законность, права человека). В то же время на практике представители партии ДВР (и ее предшественников) во властных структурах были вынуждены идти на серьезные компромиссы со стихийно-дирижистскими (распределительными и лоббистскими) тенденциями директорских группировок в правительстве и поддерживали, ссылаясь на обстоятельства, в том числе такие действия исполнительной власти в ее борьбе с противниками реформ, которые выходят за пределы законности.

В сфере экономики ДВР считает необходимым форсированное создание частного предпринимательства во всех областях, начиная с крупной промышленности и кончая сельским хозяйством. Любые попытки снизить темпы считают контрпродуктивными. Методика создания частного предпринимательства - быстрая приватизация предприятий, передача земли в частные руки и затем предоставление остального стихийному естественному отбору наиболее эффективных предпринимателей, хозяев.

Делается расчет на то, что быстрое экономическое оживление, которое наступит в результате решительной вестернизации, решит большинство социальных проблем. Государство, по мнению ДВР, должно осуществлять сугубо адресную социальную поддержку - прежде всего образованию, а также неконкурентоспособным группам населения. Остальная часть населения должна полагаться на самоактивизацию в рыночных условиях.

Во внешней политике во главу угла ставится сближение с западными странами. Делается установка на всемерное привлечение в Россию иностранного капитала из высокоразвитой группы государств. В политике на постсоветском пространстве предпочтение отдается экономической интеграции в рамках СНГ, восстановление союзного государства (в любой, в том числе территориально усеченной форме) не предусматривается и не приветствуется.

В ДВР господствуют резко антикоммунистические настроения и преобладает точка зрения о "меньшем зле" практически любой политической силы по сравнению с коммунистами.

Среди членов и сторонников ДВР много интеллигенции (в том числе статусной - ученые, писатели, деятели искусства), предпринимателей, чиновников. Считается, что последовательные сторонники Гайдара - люди, либо способные сознательно оценить правоту его политики, либо непосредственно выигравшие в результате его реформ.

СОСТАВ ПОЛИТСОВЕТА
по состоянию на январь 1996
(23 человека)

Гайдар Егор Тимурович
Вишнепольский Владислав Морисович
Головлев Владимир Иванович
Заславский Илья Иосифович
Зеленкин Виктор Васильевич
Золотухин Борис Андреевич
Медведев Павел Алексеевич
Минжуренко Александр Васильевич
Молоствов Михаил Михайлович
Нисневич Юлий Анатольевич
Осовцов Александр Авраамович
Похмелкин Виктор Валерьевич
Починок Александр Петрович
Сычев Виталий Анатольевич
Татарчук Валентин Иванович
Тетельмин Владимир Владимирович
Титенко Борис Михайлович
Титов Константин Алексеевич
Томчин Григорий Алексеевич
Чубайс Анатолий Борисович
Шабад Анатолий Ефимович
Шелов-Коведяев Федор Вадимович
Юшенков Сергей Николаевич

ЧЛЕНЫ ДВР - ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Воробьев Эдуард Аркадьевич (деп.гр. ДВР)
Головков Алексей Леонардович (фр. "Наш дом - Россия")
Головлев Владимир Иванович (деп.гр.ДВР)
Зубакин Семен Иванович (деп.гр.ДВР)
Ковалев Сергей Адамович (деп.гр.ДВР)
Медведев Павел Александрович (гр."Российские регионы")
Похмелкин Виктор Валерьевич (деп.гр.ДВР)
Починок Александр Петрович (деп.гр.ДВР)
Рыбаков Юлий Андреевич (деп.гр.ДВР)
Рыжков Владимир Александрович ("Наш дом - Россия")
Тетельмин Влдаимир Владимирович ("Российские регионы")
Юшенков Сергей Николаевич (деп.гр.ДВР)

ЧЛЕН ДВР В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Титов Константин Алексеевич (одновременно - зам.пред. НДР)

ПРОГРАММА партии "Демократический выбор России"

ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает один из самых сложных периодов своей истории. Экономические, социальные и политические преобразования последних лет создали предпосылки для развития гражданского общества, рыночной экономики, демократического правового государства. Но объективные трудности переходного периода, непоследовательность в деятельности органов государственной власти, ошибки при осуществлении реформ породили в обществе настроения неуверенности и разочарования.

Непрерывно растущие цены, разоряющие почти каждую российскую семью, всевластие и цинизм чиновников, преступность и коррупция довели общество до той черты, за которой реальными становятся хаос и диктатура. Этим пытаются воспользоваться организованные силы противников обновления: коммунисты всех оттенков и коррумпированная часть бюрократии, агрессивные националисты и неофашисты.

В то же время политическая база начального периода реформ - демократическое движение - переживает кризис. Оно расколото на мелкие партии, не имеющие массовой поддержки. Организационные формы, в которых движение развивалось, исчерпали себя.

Поэтому сегодня жизненно необходима организованная политическая сила, способная сплотить и реализовать демократический и реформаторский потенциал общества. Для этого и создается ПАРТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ.

Свобода, собственность, закон вот те условия, которые позволяют решить сложный комплекс задач, стоящих перед страной. В этих трех словах заключены важнейшие ориентиры нашей партийной концепции.

Наша цель - общество свободных людей, где права человека являются высшим приоритетом и надежно защищены, где эффективная экономика основана на частной собственности и свободной конкуренции, где государственная власть ограничена законом, а сам закон неукоснительно соблюдается. Богатая, стабильная и процветающая Россия это страна, благополучие которой складывается из благополучия ее граждан. Честный труд и предприимчивость должны обеспечивать им высокий уровень жизни и уважение окружающих. Демократическая Россия - это общество, которое будет опираться на нравственные ценности, патриотические и культурные традиции нашего наода.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ - партия, отвергающая любой экстремизм, она стоит на позициях гражданского мира, ответственности и реализма. Нравственные основы ее деятельности - ненасилие, уважение к правам и достоинству граждан, свобода вероисповедания, отрицание тоталитаризма, неприятие расовой, региональной, национальной, религиозной и классовой исключительности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ - партия тех, для кого понятия свободы и прав человека - не пустой звук, кто верит, что только свободный труд свободных людей может вывести нашу страну из кризиса.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Мы выступаем за полную реализацию прав личности в сфере экономики и сильное государство, как гаранта этих прав. Цель нашей экономической политики стабильно и эффективно работающий хозяйственный механизм, обеспечивающий России достойное место в мире, а ее гражданам - высокий уровень жизни.

Мы считаем , что необходимыми условиями экономического подъема являются, во-первых, финансовая стабилизация, во-вторых, широкое привлечение средств частных инвесторов, российских и зарубежных.

Поэтому важнейшими задачами являются борьба с инфляцией (опыт всех посткоммунистических стран показывает, что и реальный рост производства, и эффективное финансирование науки, культуры, образования и социальной сферы могут начаться лишь тогда, когда уровень инфляции не превышает 2-3 процентов в месяц), а также создание условий для роста сбережений граждан и стимулирования инвестиций в экономику.

Для решения этих задач ДВР считает принципиально важными действия по следующим направлениям:

I. Сокращение государственных расходов.

Сокращение государственных расходов создаст благоприятные условия для инвестирования: будет достигнута финансовая стабильность, снизятся уровень налоговых изъятий и ставка процента банковского кредита. Но прежде всего надо в корне изменить структуру государственных обязательств. Следует постепенно сокращать расходы на бюджетное финансирование экономики с 9 % до 4-5 % валового национального продукта.

Этого можно добиться, резко уменьшив субсидии, дотации и бюджетные ссуды предприятиям и пересмотрев программы государственных капиталовложений.

Должны быть существенно сокращены и те средства, которые перераспределяются между регионами через федеральный бюджет.

Сегодня стержневой вопрос экономической политики - снижение доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Это необходимо и для структурной перестройки экономики, и для полноценного финансирования социальной сферы. Существенный источник снижения расходов государства реформа самой системы государственного управления. Россия просто не в состоянии прокормить безмерно раздутый бюрократический аппарат. Ограничение его деятельности тем, что действительно необходимо в условиях рыночной экономики, позволит существенно сократить число чиновников и перейти от деклараций по поводу борьбы с коррупцией к реальным действиям.

Продолжение финансирования неэффективных производств и датирования предприятий-банкротов способствует сохранению косных хозяйственных структур, препятствует прогрессивным преобразованиям и активизации экономической жизни, поскольку средства для поддержки нежизнеспособных предприятий изымаются у тех, кто способен к экономическому росту.

Перед экономикой России стоит проблема сокращения военных расходов. Нельзя обеспечить сколько-нибудь значительный экономический рост и техническое обновление промышленности, если прямые военные расходы поглощают половину налоговых поступлений федерального бюджета, а лежащие на поверхности способы прямой экономии расходов на армию исчерпаны. Поэтому необходима программа длительной военной реформы, которая предусматривала бы сокращение армии с уменьшением ее бюджета до 3-3,5 % валового национального продукта при одновременном повышении ее мобильности и боеспособности.

Для успешного функционирования народного хозяйства следует повысить финансовую ответственность предприятий вплоть до констатации их несостоятельности (банкротства). Необходимо безусловное прекращение практики раздачи предприятиям заведомо невыполнимых финансовых обязательств со стороны государства, вследствие чего возникают цепочки неплатежей, останавливаются производства (даже потенциально прибыльные), задерживаются выплаты работникам.

2. Налоговая реформа.

Снижение налогового бремени стимулирует деловую активность, поощряя производителей и инвесторов, повышает реальные доходы населения. Чрезвычайно высокие (конфискационные) налоги на труд и капиталовложения, напротив, больно бьют по предпринимателям и всему населению, а потому недопустимы.

Реформировать налоговую систему следует в направлении ее стабильности, предсказуемости и в интересах стимулирования частной инвестиционной деятельности.

Мы предлагаем снизить общий уровень налогов на доходы, усилив налогообложение земли и недвижимости. Налоговая система должна поощрять те отрасли и предприятия, которые ориентируются на снижение энерго- и металлоемкости производства и загрязнения окружающей среды, способствуют повышению конкурентоспособности российских предприятий. Надо также ликвидировать принудительные отчисления в отраслевые и внебюджетные фонды и сократить круг специальных налогов на отдельные виды деятельности.

3. Поощрение предпринимательства.

Наряду со стимулированием крупных инвестиций необходимо создавать условия для развития мелкого и среднего бизнеса, способствовать конкуренции, ограничивая монополии, преодолевать произвол и злоупотребления чиновников.

В центре внимания ДВР будут правовое обеспечение здорового бизнеса, защита предпринимателей от криминальных посягательств, развитие информационных систем конкурентного рынка, подготовка кадров, способных квалифицированно работать в условиях рыночной экономики. Основной сферой международного финансового и технического содействия российским реформам должно стать частное предпринимательство.

Мы рассматриваем малый бизнес как одно из важнейших средств регулирования занятости населения без нагрузки на бюджет.

4. Приватизация.

Приватизация есть важнейшая предпосылка экономического роста. Мы выступаем в защиту частной собственности, полученной законно из легальных источников и против паразитирования частной собственности на государственной.

В многоукладной российской экономике частный сектор будет сосуществовать и взаимодействовать с государственным. Однако надежды на обеспечение экономического роста, высокой занятости и увеличения реальных доходов населения связаны прежде всего с частным бизнесом. В ходе чековой приватизации уже создана его массовая база. Второй этап - переход от бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже проходит сейчас.

Новая приватизационная модель содержит две ключевые идеи:

- средства от продажи акций идут не в казну, не на оплату чиновников, а на развитие и реконструкцию самих предприятий;

- инвестор получает возможность приобрести контрольный пакет акций, что расширяет его права.

При дальнейшем осуществлении приватизации необходимо:

- сократить запретительные списки госпрограммы приватизации;

- перевести систему специализированных чековых аукционов и аукционных центров на "денежный" принцип работы; это будет способствовать росту отчислений в бюджет и усилит социальный эффект приватизации;

- развивать и поддерживать систему инвестиционных конкурсов и вводить механизмы защиты внешних инвесторов: льготное налогообложение и право на земельный участок;

- продавать пакеты акций (включая контрольные), закрепленные ранее в федеральной собственности, на инвестиционных конкурсах или на аукционах;

- поддерживать предприятия, прошедшие чековую приватизацию;

- реально вовлекать в приватизационный и постприватизационный процессы земельные участки и другую недвижимость, в том числе арендную.

Разрабатывая новые законы для создания правовой базы второго этапа приватизации, ДВР будет добиваться и разумной корректировки действующего законодательства. Особенно важно обеспечить продвижение в таких областях, как финансовые и земельные рынки, залоговое и ипотечное законодательство, детальное регулирование трастовых операций, законодательство о компаниях и о банкротствах, управление госсобственностью и долями (акциями) государства в приватизированных предприятиях.

5. Аграрная политика.

Наша аграрная политика предполагает развитие реформы и формирование эффективной структуры собственности на селе, опору на частный сектор. Прошедший этап аграрной реформы не был в достаточной мере обеспечен организационно и юридически, а ее проведение фактически отдано на откуп председательскому корпусу и чиновникам - откровенным противникам радикальных преобразований на селе.

Аграрно-промышленная номенклатура, пользуясь отсутствием контроля со стороны государства и общества, а также противоречиями существующего законодательства, возвращает колхозам и совхозам (часть которых просто переименована в "акционерные общества" и "товарищества") землю из фермерского земельного фонда России, преграждает путь к земле уволенным в запас военнослужащим и сокращенным работникам бюджетной сферы. Эти же силы начинают "раскулачивание" крестьянских хозяйств, вводя необоснованные налоговые поборы и штрафы, разбазаривая льготные кредиты.

Однако предпосылки для продвижения аграрной реформы уже созданы. Узаконены частная собственность на землю и новые формы ведения сельскохозяйственного производства; земля и фонды переданы производителям; выработаны механизмы создания семейных фермерских хозяйств; сняты ограничения на личные подсобные хозяйства.

В перерабатывающих отраслях, обслуживающих аграрный сектор, начата приватизация. Постепенно начинается либерализация рынка сельхозпродукции: сокращена сфера государственных закупок и централизованного распределения ресурсов; цены на продовольствие, сырье, а также торговля на внешнем рынке либерализованы. Теперь главное в аграрной реформе создание рыночной инфраструктуры для производителей и формирование адекватной государственной политики. Фермерские хозяйства и реорганизованные крупные аграрные предприятия смогут работать нормально только в том случае, если они будут обеспечены системами сбыта, снабжения, сервиса и доступным кредитом.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса (АПК) не должно выходить за рамки рыночной экономики.

Исходя из этого нашими ближайшими задачами являются:

5.1. Поддержка частного и кооперативного бизнеса в областях сбыта, переработки продукции сельского хозяйства и его снабжения; формирование системы оптовых рынков; развитие фьючерсного принципа торговли зерном и другими продуктами растениеводства (когда производитель получает плату за продукцию еще до сбора урожая); демонополизация этой сферы АПК.

5.2. Дальнейшая либерализация сельскохозяйственных рынков, конкурсное определение подрядчиков госзаказов на основные продукты сельского хозяйства, запрет на межрегиональные барьеры для этой продукции.

5.3. Формирование кредитной системы для сельского хозяйства: залоговое, в том числе (и в особенности) ипотечное кредитование, сельская кредитная кооперация. Эта система должна опираться на бюджетную поддержку. Практика распределения государственных кредитов через некредитные учреждения должна быть пресечена.

5.4. Обеспечение сельскохозяйственных производителей государственной системой рыночной и производственной информации.

5.5. Формирование механизмов регулируемого земельного рынка для перераспределения собственности на землю (в целях наибольшей эффективности ее использования) и для оценки реальной стоимости земель; создание государственного земельного кадастра и усиление ответственности за использование земель.

5.6. Передача социальной инфраструктуры на селе с балансов сельхозпредприятий в местные бюджеты и соответствующее изменение налоговой системы.

5.7. Протекционизм отечественным производителям для защиты их от демпингового импорта и от резких перепадов мировой конъюнктуры; разумные формы протекционизма помогут адаптации нашего сельского хозяйства к мировым стандартам. Мы намерены реализовать эти задачи путем развития земельного, налогового и фермерского законодательства. Будучи принципиальными сторонниками частной собственности мы, тем не менее, решительно выступаем против насильственной деколлективизации, навязываемой сверху. Выбор должен быть за человеком, и никто не вправе решать за него.

6. Инвестиционная и структурная политика.

Дальнейшая защита слабых и неэффективных производств означает сохранение нашей отсталости и зависимости от внешнего мира. Правительственные субсидии государственным предприятиям должны быть резко сокращены, а особое субсидирование колхозов и совхозов следует исключить. Мы предлагаем активную структурную политику: поддержку эффективных предприятий которые на деле доказали свою конкурентоспособность на мировом рынке; стимулирование ориентированных на экспорт предприятий обрабатывающей промышленности; при необходимом свертывании неэффективных производств - социальную защиту и переподготовку высвобождаемых работников. Наши задачи в связи с этим:

6.1. В области топлива и энергетики - последовательное снижение энергоемкости отечественного производства, продвижение энергосберегающих технологий, комплексное использование топливно-энергетического сырья.

6.2. В военно-промышленном комплексе - формирование "точек прорыва", в которых российские производители могли бы завоевать серьезные позиции на мировом рынке, создавая высокотехнологичную продукцию. Передовые отрасли ВПК, определяющие военно-технические потребности страны в будущем, должны сохраняться и развиваться при поддержке государства.

6.3. В агропромышленном комплексе - повышение его эффективности, сокращение потерь, приоритетное развитие индустрии переработки и хранения продовольствия.

6.4. В области транспорта и инфраструктуры обеспечение надежности доставки и сохранности грузов, соблюдение сроков перевозок. Нельзя терять время при реализации этих программ: затягивание их лишь усиливает тяготы переходного периода, мешает коллективам использовать возможности рынка, тормозит работу передовых, перспективных предприятий. Колоссальные богатства России ее люди и ресурсы - надежная гарантия ее способности занять достойное место в мировой экономике. Последовательное проведение предлагаемой нами активной структурной политики позволит российским производителям в сжатые сроки закрепиться на мировых рынках.

* * *

Хозяйственные реформы, стимулирование экономического роста принесут нам финансовую и денежную устойчивость, гарантию от кризисов бюджета и неплатежей.

Работающие по найму смогут оценить устойчивость своих растущих доходов, которым уже не грозит инфляция.

Инвесторам будут предоставлены стабильные и предсказуемые условия для капиталовложений и открыт доступ к кредитным ресурсам.

Граждане России будут жить в стране, где государство, освобожденное от несвойственных ему функций, способно обеспечить законность и правопорядок, защитить тех, кто в этом нуждается, обеспечить качественное образование и здравоохранение.

Все налогоплательщики ощутят, как ослабевает налоговое бремя, почувствуют реальный рост доходов и выгоды от динамичного развития здорового предпринимательства.

I.II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР РОССИИ считает своей приоритетной целью обеспечение в стране социального прогресса и защиту прав граждан.

Задачами государственной социальной политики должно быть:

- достижение баланса интересов трех основных групп населения; наемных работников, предпринимателей и социально незащищенных граждан;

- обеспечение наемным работникам экономических условий для достойного материального вознаграждения за высокопроизводительный и эффективный труд, широкого участия в прибылях предприятий, формирования сбережений и их эффективного использования;

- стимулирование накопления капитала для создания рабочих мест в сфере производства товаров и услуг;

- создание механизма социальной адресной защиты нетрудоспособного населения, и граждан, не имеющих возможностей для трудоустройства;

- проведение структурных преобразований в сферах здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства;

- постепенное повышение доли расходов на социальные цели в государственном бюджете и валовом внутреннем, выделение средств на социальные нужды в первоочередном порядке.

Эти задачи могут быть решены при соблюдении следующих принципиальных условий:

- при отказе от излишней государственной опеки и переносе основной доли ответственности за формирование достойного уровня жизни на самих граждан;

- при ответственности государства за безусловное предоставление минимальных социальных гарантий в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также комплекса услуг социального обслуживания нетрудоспособных;

- при равноправном участии в выработке основ социальной политики всех заинтересованных субъектов общественно-политического процесса;

- при понимании того, что эффективная социальная политика невозможна в условиях высокой инфляции и вне строгих бюджетных рамок, что чем выше инфляция, тем меньше реальное финансирование бюджетной сферы и тяжелее положение незащищенных слоев населения;

- при распределении выделенных средств по объективным основаниям, а не по произволу чиновников.

По конкретным направлениям социальной политики партия придерживается следующих позиций:

Жилищная политика.

ДВР ставит жилищную проблему в центр своей социальной политики. Мы считаем, что именно жилищное строительство, а не ВПК или космическая индустрия, как указывается в программах других партий, может стать тем локомотивом, который выведет из кризиса нашу экономику.

Разумеется, жилищная проблема не может быть решена до тех пор, пока ресурсы и квартиры продолжают распределять чиновники, а привлечение средств граждан к жилищному строительству тормозится архаическим законодательством, отсутствием рынка жилья и системы ипотечного кредита. Создание соответствующей законодательной базы -одна из задач нашей фракции в Государственной Думе. Более того, будучи принципиальными противниками льготного кредитования мы считаем, что льготные кредиты на строительство жилья это единственное исключение, на которое может и должно пойти государство, несмотря на все тяготы переходного периода.

Выступая за развитие рыночных отношений в жилищной сфере, ускорение процесса приватизации жилого фонда, мы, тем не менее, считаем, что государство должно осуществлять поддержку в виде льготных долгосрочных кредитов молодым семьям, демобилизованным офицерам, беженцам, вынужденным переселенцам.

Социальная поддержка отдельных категорий населения.

Государство содержится сильными и работоспособными гражданами. Но при этом оно должно занимать патерналистскую позицию по отношению к тем, кто не может обеспечить себе нормальный уровень жизни.

Выступая за либеральную экономику и принцип личной ответственности, партия ДВР готова реализовывать социалистические, уравнительные принципы только по отношению к социально не защищенным согражданам.

Объектом особого внимания нашей социальной политики всегда будут работники бюджетной сферы. Относительно низкая, в сравнении с частным сектором, зарплата должна быть компенсирована для них высоким уровнем социальных гарантий: государственными выплатами в Пенсионный фонд, медицинскими страховками, высокими пособиями на случай потери работы. Финансирование мероприятий по социальной защите.

Средства для этих целей должны концентрироваться в региональных бюджетах, что позволит расширять перечень социальных льгот по сравнению с установленными на федеральном уровне минимальными социальными гарантиями, увеличивать абсолютные размеры соответствующих выплат в зависимости от местных экономических и финансовых возможностей. Вместе с тем, на федеральном уровне должен быть создан Фонд субвенций, средства которого целевым образом направляются на поддержание социального развития отдельных территорий (например: кризисные регионы, районы нового хозяйственного освоения и т.д.). В период структурной перестройки экономики обеспечить всех трудоспособных граждан работой по профессии невозможно, поэтому необходимо выделить достаточные средства на переподготовку кадров. При первой возможности снижения налогов предоставлять льготы предпринимателям и предприятиям, создающим новые рабочие места. Государство должно установить уровень минимальной заработной платы во всех секторах экономики, перейти к определению тарифных ставок и окладов работникам путем контрактов между государством, работодателями и объединениями наемных работников, а также обеспечить обязательное страхование населения, в том числе - от безработицы. В области пенсионного обеспечения мы будем добиваться принятия законов "О государственных пенсиях" и "О пенсионных фондах в Российской Федерации". Необходимо устранить несоответствия в размерах пенсий из-за коэффициентов в зависимости от года выхода на пенсию: люди с равным трудовым стажем и примерно одинаковой зарплатой не должны получать существенно разные пенсии.

Залогом успешного хода реформ мы считаем и проведение эффективной молодежной политики. Необходимо реформировать систему образования таким образом, чтобы молодые люди после окончания школы или специального учебного заведения могли найти применение своим знаниям на рынке трудовых ресурсов.

Молодежная политика должна осуществляться через реализацию специальных программ по трудоустройству молодых, поддержке студенчества, организации отдыха и занятий спортом. Специальное законодательство призвано защитить права молодежи на этапе ее вступления в самостоятельную жизнь.

Политика в отношении вынужденных мигрантов и переселенцев должна основываться на принципах соблюдения прав человека и на свободном выборе мигрантами гражданами России мест проживания и рода занятий. Государство же должно оказать этим людям помощь в расселении и обустройстве на новом месте, в трудоустройстве, а также материальную поддержку социально не защищенным категориям мигрантов.

Для реализации прав граждан России на их профессиональную деятельность за рубежом необходимо решить комплекс вопросов политического, юридического и организационного характера, включая надежную систему социальной защиты россиян как в период их работы за рубежом, так и по возвращении в Россию.

I.III. ГОСУДАРСТВО

Наша цель - эффективно работающая и не слишком обременительная для граждан государственная система. Для этого нужно подвергнуть коренной реформе федеральный государственный аппарат, где чересчур много чиновников, а функции управления дублируются различными ведомствами.

Мы будем добиваться четкого разграничения полномочий внутри государственного аппарата.

Парламент.

Его задачи - законодательство, принятие бюджета и контроль за его исполнением: парламентский надзор за деятельностью исполнительной власти (консультации при назначениях членов правительства, парламентские запросы и слушания, создание временных парламентских комиссий для прояснения конкретных обстоятельств того или иного события). Правительство. Необходимо разграничение полномочий собственно Кабинета. Совета безопасности и администрации Президента. Сейчас во всех трех структурах существуют подразделения с дублирующими или пересекающимися функциями, и число их растет. Недопустимо, чтобы функции аппарата правительства перекрывали сферу деятельности министерств, как это происходит сейчас.

Министерства должны формироваться по проблемному, а не по отраслевому принципу и сосредоточиться на решении оперативных задач, а аппарату правительства не следует влиять на принятие решений; его сфера - организационное обеспечение работы Премьера и его заместителей. В этом случае он может быть и существенно сокращен.

Аппарат Президента.

Сейчас он (включая Совет безопасности) осуществляет стратегическое планирование. По нашему мнению, аппарат Президента не должен иметь распорядительных функций и непосредственно вмешиваться в исполнительную деятельность Правительства. Такое разграничение реально исключит дублирование функций различных властных структур и позволит федеральному государственному аппарату стать небольшим по численности, но более работоспособным, чем нынешний.

Правовая база.

На сегодняшний день она развита явно недостаточно. Считая обеспечение прав граждан и их защиту от произвола чиновников приоритетной задачей, мы обратим особое внимание на приведение российского законодательства в области прав человека в соответствие с международными нормами и соблюдение Конституции Российской Федерации на всей территории страны. Конституционные нормы должны войти в практику принятия судебных решений.

Важным инструментом защиты прав граждан призвано стать полностью независимое вневедомственное следствие. Для этого необходимо решить давно назревший вопрос о создании на базе слияния следственных управлений нынешних МВД, Прокуратуры и контрразведки самостоятельного Федерального следственного агентства. Это выведет следствие из-под возможного давления властных структур и положит конец межведомственному соперничеству.

Избирательная система.

Партия будет добиваться принятия Федеральным Собранием и законодательными органами субъектов Российской Федерации пакета избирательных законов, гарантирующих свободное волеизъявление народа.

Для того, чтобы избирательная система позволяла выявлять подлинную волю граждан, а избирательные комиссии работали надежно и эффективно, без вмешательства со стороны региональных органов исполнительной власти, необходимо:

- законодательно обеспечить полноправное вхождение в состав избирательных комиссий представителей всех участвующих в выборах избирательных объединений и партий, а также беспрепятственную деятельность общественных наблюдательных советов с широкими полномочиями по наблюдению и контролю за ходом голосования и подсчетом голосов;

- восстановить промежуточное звено территориальных (районных, городских, районных в городе) избирательных комиссий;

- не допускать расширения прав аппарата избирательных комиссий и региональных администраций за счет передачи им функций, возложенных на членов комиссии.

I.IV. ФЕДЕРАЦИЯ

Россия должна стать подлинно федеративным государством. Чтобы федеративное устройство страны обрело реальность, мы предлагаем:

I. Основывать целостность Российской Федерации на единстве налоговой, кредитно-денежной систем и на однотипности макроэкономических условий работы с регионами, а также на единстве транспортной инфраструктуры и территориальной ренты. Предоставляемые в порядке исключения налоговые, таможенные и другие экономические льготы должны быть отменены во всех случаях, кроме одного: они предоставляются территориям, объявленным федеральной зоной бедствия

2. Обеспечить единую систему соподчиненности органов исполнительной власти, которая должна исходить из разграничения компетенции Федерации и ее субъектов, закрепленного Конституцией России.

3. Перестроить территориальное управление, учитывая при этом расширение сферы экономической самостоятельности регионов и оптимальное сочетание их интересов с интересами центра. Уровень благосостояния региона должен определяться уровнем его производства и вклада в общее развитие России.

При этом взаимоотношения территориальных органов управления с производственными и другими хозяйственными структурами должны строиться на четкой правовой основе, исключающей любую возможность произвольного толкования.

4. Необходимо последовательно реализовать полное конституционное равенство всех национальностей, населяющих каждую территорию.

Национально-культурные автономии должны беспрепятственно пользоваться правами на развитие своей культуры, в том числе - национальной литературы, печати, сценического, изобразительного, прикладного искусства, на пользование национальным языком в законодательно закрепленных рамках.

При этом государство обязано обеспечить защиту прав и тех этнических групп, которые либо не имеют своих национально-территориальных образований, либо расселены вне их пределов.

ДВР выдвигает как основу национальной политики признание равноценным культурного наследия всех народов России. Формы же реализации этого принципа зависят от специфики отдельных территорий и регионов: от культурного паритета (при равноправии в сфере общественной жизни двух или нескольких языков) до патернализма (государственной поддержки форм самоорганизации меньшинств при доминирующей культуре большинства). Особая сфера государственной национальной политики поддержка малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. Специальное законодательство должно предоставить этим народам особый правовой статус, призванный сохранять присущие им формы жизнеобеспечения и культуры.

5. Следует коренным образом изменить преобладающий сейчас подход к этнополитическим конфликтам на территории России.

Федеральный центр должен выступать в качестве арбитра, пользующегося доверием всех вовлеченных в конфликт сторон. Необходимо резко усилить роль судебной власти в разрешении конфликтных ситуаций, прилагать усилия к налаживанию широкого диалога с участием не только федеральных и местных органов власти, но и всех влиятельных общественных сил. Необходимо свести к минимуму использование силовых вариантов решения проблем, отдавая предпочтение профилактическим мерам и, при необходимости, использованию властных полномочий до начала конфликта.

6. Необходимо активно противостоять агрессивному национализму, шовинизму, расизму, антисемитизму и ксенофобии. Их возможное влияние на государственные органы вызывает особую тревогу. Мерами борьбы должны стать не голословные декларации, а законодательное запрещение тех организаций, программа и практика деятельности которых вступают в противоречие с Всеобщей декларацией прав человека и с действующим законодательством. Для успешного противостояния национал-экстремистам необходимы объединенные усилия государственных структур, политических партий, общественных движений всех, кто осознает ответственность за будущее страны.

I.V. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Законодательство о местном самоуправлении должно основываться на следующих положениях:

1. Местное самоуправление осуществляется в пределах населенного пункта. Объединение нескольких населенных пунктов в единую систему самоуправления возможно в тех случаях, когда этого требуют местные исторические или иные традиции. Однако система местного самоуправления должна строиться на одном уровне, без соподчинения в противном случае она будет громоздкой, дорогой и малоэффективной.

2. Вопрос о разделении поселений на округа и районы решается исключительно на местном уровне.

3. Местное самоуправление осуществляется через сходы, референдумы или через выборные органы.

Законодательство о местном самоуправлении должно закрепить круг его прав и обязанностей. Главная цель местного самоуправления - обеспечить условия, при которых люди могли бы спокойно жить и работать. Местный бюджет следует формировать за счет постоянных источников (плата за землю, налог на недвижимость, местные налоги, при необходимости специальные сборы, механизм которых четко оговаривается и закрепляется). Допустима и государственная дотация, но в оговоренных размерах и на определенные цели. Если местный бюджет недостаточен, а дотации не восполняют его в нужной степени, органы местного самоуправления передают часть своих функций государственной администрации.

Успех деятельности местного самоуправления будет зависеть от разумного и четкого разделения прав и обязанностей его органов и органов государственной власти. Мы считаем необходимой также систему общественного самоуправления на уровне квартала и дома, взаимодействующую с местным самоуправлением. Однако конкретные формы такой деятельности граждан должны строиться с учетом новых социально-экономических условий, прежде всего - приватизации жилья.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ЗДОРОВЬЕ СТРАНЫ

Только здоровая страна может добиться окончательного выздоровления экономики и достижения высокого уровня жизни. Здоровье страны - это защита безопасности граждан, сохранение физического здоровья людей и культурно-исторических традиций, развитие науки и образования.

II.I. БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Уровень общеуголовной преступности и коррупции представляет сегодня прямую угрозу экономическим преобразованиям и развитию демократии в России. Наша важнейшая задача - не допускать ни "колумбийской модели" - криминализированного государства, ни прихода к власти тоталитарного режима под лозунгом "наведения порядка железной рукой". ДВР считает профилактику и пресечение преступлений одним из политических приоритетов, более того - своим гражданским долгом.

Граждане России должны быть избавлены от постоянной тревоги за жизнь и безопасность своей семьи и близких, за сохранность своего имущества.

Между тем, в России, где порядок устанавливался всегда помимо права и вопреки ему, правоохранительная система оказалась не готовой обеспечить защиту личности и общества общепризнанными демократическими методами.

Партия считает, что программа борьбы с преступностью должна разрабатываться и реализовываться на двух уровнях:

- планомерная профилактическая работа по нейтрализации причин и условий правонарушений;

- комплекс первоочередных мероприятий по пресечению наиболее социально опасных преступлений.

Центр тяжести в профилактике правонарушений должен быть перенесен на последовательное разрешение экономических, социальных, политических, морально-психологических и иных общественных противоречий. Задача демократического правового государства - всемерное стимулирование законопослушного поведения, а уже потом применение запретительно-карательных мер.

Основные меры профилактики правонарушений тесно сопряжены с реформой и укреплением судебной системы. Государство оказалось неспособно эффективно выполнять функции арбитра и добиваться неукоснительного выполнения судебных решений. За ростом преступности стоит стихийное формированне противозаконной частной юстиции, когда граждане и организации ищут защиты своих интересов не у государства, а у тех, кто способен их реально защитить. Если государство не способно вершить суд, этим займется мафия. Если государство не в состоянии осуществлять законное насилие, то оно будет осуществляться незаконным путем вооруженными бандитами.

Наша задача - вернуть судебным и правоохранительным органам дееспособность. Прежние программы борьбы с преступностью не предусматривали существенного перераспределения бюджетных ассигнований для решения этой задачи. Именно это мы предлагаем сделать. Подготовка юристов должна быть расширена, судам необходимо построить просторные помещения, а работники правоохранительных органов должны быть более высокооплачиваемыми и лучше оснащены, чем боевики преступных организаций. Без этого все разговоры о борьбе с преступностью останутся пустым звуком.

Первоочередные меры для борьбы с наиболее опасными видами преступлений (посягательство на жизнь, здоровье и имущество граждан, уличная преступность, коррупция, организованная преступность, преступления, направленные против новых экономических структур) включают в себя:

- укрепление муниципальной милиции. ее патрульно-постовой службы: усиление ее частями внутренних войск, а при необходимости - частями министерства обороны;

- перевод милиции на прогрессивные формы работы: стационарные посты на улицах, автопатрули, телекамеры и т. п.;

- разработку и принятие законодательных актов, обеспечивающих борьбу с новыми формами преступной деятельности (банковские и компьютерные преступления, ложные банкротства и т.д.);

- правовую и оперативную защиту новых экономических структур от криминальных посягательств;

- реформирование Министерства внутренних дел;

- введение института административных судей.

Борьба с преступностью должна осуществляться в сжатые сроки и без компромиссов. Но антикриминальные меры не должны ущемлять права и свободы граждан, гарантированные Конституцией. Нельзя допускать и того, чтобы под предлогом борьбы с преступностью тормозились демократические реформы в экономике, политике и социальной сфере - от этого граждане России могут пострадать не меньше, чем от криминальных элементов.

Наши ближайшие намерения в законодательной сфере: разработка и принятие новых Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исправительного кодекса, а также законов о борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

II.II. ЭКОЛОГИЯ

От решения экологических проблем зависит судьба нынешнего и будущего поколений, здоровье и жизнь каждого из нас. Устойчивое экономическое и социальное развитие общества невозможно без поддержания экологического баланса. Среди важнейших прав человека - право на жизнь в здоровой природной среде.

Суперцентрализованная милитаристская экономика, волюнтаризм в центре и на местах, ведомственная секретность привели к тому, что пятая часть территории России (с наибольшей плотностью населения) стала зоной постоянного загрязнения, и еще четверть - зоной загрязнения периодического, заносимого с ветром и водой. Бесконтрольное использование удобрений привело к нитратному заражению питьевой воды в сельскохозяйственных районах Европейской части и на юге Сибири. Подорваны рыбные ресурсы Волги, Каспия, Баренцева моря, Амура. Ядерными испытаниями и производством загрязнены Новая Земля, Оренбуржье, Алтайский край и окрестности Томска, Челябинска, где сложилась критическая ситуация. На все это наложилась Чернобыльская катастрофа, загрязнившая Брянщину и ряд соседних районов Черноземья.

Продолжается переруб лесов на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. Диоксиновое отравление угрожает источникам питьевого водоснабжения Башкирии, Поволжья и многих крупных городов. Усиливается нефтяное загрязнение Западной Сибири и бассейна Печоры.

Но в то же время более половины территории России (преимущественно в Сибири) пока еще остается чистой и является резервом экологически устойчивого развития не только нашей страны, но и биосферы всей планеты.

Мы не даем популистских обещаний скорой ликвидации катастрофических последствий безответственного хозяйствования или немедленного закрытия всех экологически грязных предприятий. Для очистки уже загрязненных территорий и акваторий нужны огромные средства, сегодня их у нас нет. Но с помощью разумных законодательных, политических и экономических мер ситуацию можно переломить в течение ближайших лет.

В частности, мы намерены:

- снять ведомственную секретность. Каждый гражданин России вправе получать информацию об экологической ситуации в месте проживания, работы или отдыха;

- поставить под контроль федеральных и местных природоохранительных органов всю территорию и акватории России,. включая районы дислокации армии и флота, войск МВД, погранвойск и иных, ныне неподконтрольных структур;

- отстаивать стремление России к продлению моратория на ядерные испытания как на многосторонней основе, так и путем продления одностороннего моратория;

- развивать социальные программы защиты жертв экологических катастроф;

- разрабатывать и осуществлять предложения по экономическому стимулированию предприятий, деятельность которых соответствует критериям экологической безопасности;

- способствовать сохранению биологического разнообразия России путем создания новых заповедников, заказников, национальных парков;

- развивать экологическое просвещение и образование;

- эффективно сотрудничать с неправительственными экологическими организациями;

- расширять природоохранное сотрудничество с другими странами.

II.III. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Здоровье человека не должно зависеть от его материальной обеспеченности и общественного положения. Забота о здоровье всех граждан страны - общегосударственная задача. Политические конфронтации не вправе препятствовать ее решению.

Демократический выбор России настаивает на том, что в переходный период реформирования экономики, основой российской медицины должна оставаться государственная сфера. Однако к бюджетному источнику ее финансирования следует добавить фонд обязательного медицинского страхования. С внедрения такого страхования и начнется, как мы считаем, реформа системы здравоохранения.

Наряду с развитием системы добровольного медицинского страхования уже сейчас необходимо разработать программу государственного медицинского страхования как пенсионеров, так и лиц, доходы которых ниже "черты бедности".

Важнейшим направлением развития российского здравоохранения должна стать приватизация. Аптеки, фармацевтические базы и предприятия, заводы по изготовлению медицинского оборудования, часть институтов и больниц необходимо передать от государства владельцам, способным обеспечить высокую эффективность их деятельности. Первый опыт коммерческих аптек наглядно показывает их преимущества в отношении качества и выбора лекарств.

Введение института частной врачебной практики в сочетании с частными некоммерческими больницами позволит создать реальную конкуренцию, будет способствовать повышению эффективности труда врачей и среднего медицинского персонала, лучшему использованию оборудования и помещений. Все это - в интересах населения страны.

Мы ставим своей целью и повышение уровня бесплатной медицинской помощи. Как государственные, так и частные медицинские учреждения должны иметь лицензию, удостоверяющую качество оказываемой ими помощи. Необходимо сохранить бесплатное лечение больных раком, туберкулезом и сахарным диабетом.

В традициях российской медицины - гуманное отношение к бедным и беженцам. Наша цель - закрепление и развитие этих традиций.

Мы будем добиваться принятия законов, направленных на охрану здоровья матерей и детей, инвалидов и престарелых, а также принятия нормативных актов, закрепляющих ответственность администрации и работодателей за ущерб, причиненный по их вине здоровью работников и населения.

II.IV. КУЛЬТУРА

Сохранение историко-культурного наследия страны и поддержание культурной преемственности требует, чтобы государство взяло на себя в этой области определенные обязательства. Прежде всего, необходимо радикальное изменение принципа финансирования учреждений культуры. Имеющиеся средства должны распределять не чиновники, а комиссии, состоящие из независимых экспертов. Эти средства в первую очередь должны направляться на обеспечение приоритетных культурных программ и на поддержку крупнейших центров отечественной культуры.

В числе культурных приоритетов можно назвать следующие:

- виды художественной культуры, традиционно определяющие высокий мировой статус России;

- возрождение и развитие культуры российской провинции;

- образование в области культуры и искусства;

- сохранение и развитие национальных школ и направлений культуры, в том числе прикладного искусства (народных ремесел и т.д.);

- социальная поддержка деятелей культуры.

Однако условие существования культуры в обществе - не искусственное подкармливание ее государством, а принятие и поддержка широкими слоями общества. Партия ДВР намерена проводить культурную политику, направленную на возрождение и развитие традиций российского меценатства.

Наше понимание культурной политики включает заботу о музеях, театрах, библиотеках, творческих союзах, материальную поддержку одаренных людей. Мы считаем абсолютно нетерпимым бедственное положение художественных, театральных, кинематографических высших учебных заведений, иных учреждений культуры, крайне низкие зарплаты работников театров, музеев, библиотек. Мы будем последовательно добиваться коренного изменения как принципов финансирования, так и статуса культуры в нашей стране.

II.V. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

В области науки мы выдвигаем следующие приоритеты:

- обеспечение законодательных гарантий бюджетной поддержки актуальной исследовательской деятельности и фундаментальной науки;

- реформирование системы ведомственной (отраслевой) науки, существующая структура которой ущемляет права научных коллективов и приводит к всевластию чиновников;

- поддержку приоритетных направлений науки и техники посредством целевых механизмов финансирования;

- поддержку выдающихся научных и инженерных школ в академической, вузовской и отраслевой науке; реализацию специальных процедур приватизации для тех объектов науки, которые сохраняют единый технологический цикл исследования и производства.

- освобождение от налогов спонсорских вкладов на поддержку школ, вузов, учреждений науки и культуры. Государственную политику в сфере науки мы намерены строить в тесном взаимодействии с союзами ученых и научными обществами.

Наши задачи в области образования:

- максимально приспособить систему образования к новой социальной и экономической ситуации;

- сформировать ее как непрерывную, открытую и многоуровневую;

- предусмотреть возможность доступа к образованию в зависимости от склонностей и способностей учащегося, а не от его финансового положения; реформировать систему управлений образованием, осуществив переход от централизованного управления к государственно-общественным формам.

Задача, требующая срочного решения - создание системы образования для взрослых, которая обеспечивала бы повышение квалификации и переподготовку кадров. Эту систему, как и образование в целом, необходимо соотнести с потребностями рынка труда в специалистах.

Наряду с общеобразовательными и профессиональными должны существовать учебные заведения для особо одаренных детей.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся требует дотаций на питание, обязательной диспансеризации, улучшения условий для занятия физической культурой, для амбулаторного и стационарного лечения.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. РОССИЯ В МИРЕ

III.I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

С точки зрения ДВР, национальные интересы России включают в себя: стабильность на глобальном и региональном уровнях; сохранение исторических сфер влияния России, в первую очередь, на территории бывшего СССР; соблюдение прав русских в новом зарубежье; обеспечение полноправного участия России в разрешении конфликтов, затрагивающих ее интересы; реинтеграция нашей страны в Европу; выход России в Азиатско-Тихоокеанский регион; исключение возможностей формирования новых военно-политических блоков, враждебных России; ликвидация искусственных препятствий для выхода на рынки конкурентоспособной российской продукции.

Мы убеждены, например, что участие России в ближневосточном и боснийском урегулированиях должно углубляться, а ее роль - оставаться активной. Угроза безопасности от региональных конфликтов требует не только усиления структур, институтов и механизмов ООН, многосторонних, в том числе европейских (СБСЕ и др.) организаций, но и развития партнерских, союзнических отношений на паритетной и многосторонней основе.

Партнерские отношения с развитыми странами не означают "растворение" интересов России в так называемых "интересах Запада". Даже самые тесные союзнические отношения и этому достаточно примеров в мире предполагают жесткое отстаивание собственных интересов. Россия ни при каких обстоятельствах не должна принимать роль "младшего" партнера.

Пока же в ряде случаев мы сталкиваемся с нежеланием учитывать в полной мере законные интересы России, с попытками использовать наши нынешние трудности. Любые действия такого рода неприемлемы, включая, например, попытки разыгрывания восточноевропейской карты против России.

Мы считаем, что надо шире использовать возможности взаимодействия со всеми европейскими странами, уделяя особое внимание государствам бывших структур СЭВ и ОВД. Более открытая политика может проводиться в отношении Америки, включая Латинскую, а также на азиатском и азиатско-тихоокеанских направлениях. На Ближнем Востоке и в Африке нужно стремитьсясохранить традиционные связи, ориентируясь на углубление взаимодействия с умеренным арабскими регионами, Израилем и ЮАР. Надо добиваться скорейшего вступления России в Совет Европы и ГАТТ, распространения на отношения с нашей страной международных экономических режимов, последовательной интеграции с ЕС и НАТО, углубления взаимодействия с Европарламентом, сотрудничества в рамках многосторонних региональных, европейских и иных организаций, превращения СБСЕ в главный и самый авторитетный общеевропейский форум. Особое внимание при этом должно уделяться обеспечению эффективности международной поддержки российских реформ.

Угроза глобального термоядерного конфликта сегодня быстро заменяется опасностями, исходящими от многочисленных региональных этнополитических конфликтов. Дополнительную, непосредственно связанную с ними угрозу, представляют контрабанда наркотиков, расщепляющихся материалов и обычных вооружений. Многие конфликты разворачиваются в непосредственной близости от российских границ.

Проблемы, возникающие на пути построения новых отношений России с внешним миром, связаны со сложным периодом взаимной адаптации и носят, в основном, естественный характер. Они ни в коем случае не могут служить аргументом в пользу отказа от политики партнерства, это неминуемо привело бы нас к ситуации "обороны по всем азимутам". В наших условиях это означало бы вновь непосильное экономическое бремя со всеми тяжелейшими последствиями для нашего народа.

Важной составляющей обеспечения безопасности России должен стать окончательный демонтаж советской системы политического сыска. Внешняя безопасность государства вполне может обеспечиваться СВР, ФСК и службой пограничных войск. Заботу о внутренней безопасности, включая борьбу с терроризмом и особо опасными преступлениями, целесообразно целиком возложить на Федеральное следственное агентство.

Определяя цели и задачи в области национальной безопасности и внешней политики, необходимо четко представлять себе роль и место Вооруженных Сил и военной мощи. Мы исходим из того, что военная мощь является важным элементом обеспечения национальной безопасности России. Но мы понимаем, что невозможно создать динамично развивающуюся экономику и обеспечить безопасность государства без глубокой военной реформы.

Непозволительно сохранять столь малочисленные, слабо финансируемые и плохо оснащенные Вооруженные Силы.

Бессмысленно производить в огромных количества устаревшие оружие и военную технику. России нужны цивилизованные Армия и Флот, отличающиеся высоким моральным духом, достойно обеспеченные материально, оснащенные передовой военной техникой, способные обеспечить мирное и демократическое развитие России, надежно защитить ее суверенитет и территориальную целостность.

Главной целью военной политики должно быть предотвращение военных конфликтов, укрепление системы глобальной, региональной и внутренней безопасности и стабильности.

Народы России не рассматривают ни одно государство мира в качестве противника, а свое ядерное оружие считают лишь средством сдерживания военного шантажа - для этого не требуется большого числа боеголовок и их носителей. Вооруженные силы должны обеспечить гарантированную безопасность с применением обычного оружия в любом локальном конфликте.

России нужна военная промышленность, работающая в режиме мирного времени, но способная обеспечить армию современным вооружением и быть конкурентоспособной на мировом рынке.

Исходя из стратегических интересов и экономических возможностей России, на основе отечественного исторического опыта, с учетом мировых достижений в этой области, военная реформа России предусматиривает:

1. Создание эффективной системы гражданского контроля Вооруженных Сил, включающей в себя:

- Министерство обороны, возглавляемое гражданскими лицами (непосредственное управление боевой подготовкой осуществляет Генеральный штаб);

- Комитеты и Комиссии Федерального Собрания по вопросам обороны и безопасности;

- Уполномоченного по правами военнослужащих, в рамках государственных учреждений по правам человека;

- независимой от Министерства обороны военной юстиции (суда и прокуратуры);

- открытый военный бюджет.

2. Реформирование внутренних порядков в Вооруженных Силах:

- решительный переход от традиций тоталитарной системы, основанных на подавлении личности, к порядкам, обеспечивающих уважение личности защитника Родины;

- создание системы, обеспечивающей выдвижение командиров и начальников с учетом не только их высоких профессиональных, но и нравственных качеств;

- разумное ограничение единоначалия правовыми юридическими нормами и общественными организациями - в виде офицерских собраний;

- реформирование системы военного образования, обучения и воспитания личного состава.

3. Постепенный переход к профессиональной армии.

Упущенное время и экономический кризис не позволяют решить эту неотложную задачу немедленно, поэтому необходима ее поэтапная реализация:

- введение института младших командиров-профессионалов;

- упорядочение системы призыва;

- сокращение срока срочной службы;

- введение альтернативной службы;

- совершенствование контрактной службы;

- упразднение военно-строительных отрядов;

- создание условий для прохождения срочной службы вблизи от места жительства военнослужащих;

- создание условий для получения кадровыми военными перед их увольнением в запас гражданских специальностей;

- строительство или приобретение жилья для увольняемых профессиональных военных, обеспечение их служебными квартирами во время службы;

- последовательное создание надежной системы социальной защиты военнослужащих, адресной помощи ветеранам войны и ВС.

Сокращение структур и численности Вооруженных Сил, приведение в разумные пропорции числа генералов, офицеров и рядового состава должно стать средством улучшения материального положения и упрочнения социальных гарантий военнослужащим.

Для достижения поставленных целей нужна политическая воля, максимально эффективное использование выделяемых финансовых средств и искоренение злоупотреблений. На основе изложенных принципов мы способны провести военную реформу твердо и последовательно с наименьшими издержками для общества и без ущерба обороноспособности России.

III.II.НОВОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Совершенно особой сферой российской внешней политики является новое ("ближнее") зарубежье. Как единственная международно признанная ядерная держава из прежних советских республик и постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия несет на себе груз исключительной ответственности за развитие политических процессов на пространстве бывшего СССР.

Особая тема проблемы русской диаспоры в новом зарубежье (к ней мы относим не только этнических русских, но и всех тех, кто в силу историко-культурных традиций или по личной склонности связывает свою судьбу с Россией). Необходимо добиваться того, чтобы русские, проживающие за пределами Российской Федерации, имели в странах проживания необходимые права и условия жизни, не ущемляющие их законные интересы.

Нам нужна детально проработанная и полностью профинансированная программа обустройства беженцев и переселенцев из нового зарубежья. К ее реализации следует широко привлечь потенциал работающих в этой сфере общественных организаций. Целесообразно установить налоговые льготы для организаций и предпринимателей, оказывающих благотворительную и иную помощь в осуществлении программ по обустройству переселенцев в новых местах проживания, создании необходимой инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств. Нужна и государственная программа обеспечения нормальных условий жизни русской диаспоры за рубежом. Она могла бы включать в себя следующие направления:

- обеспечение русских общин литературой, в том числе учебной, а также газетами и иной периодикой;

- финансовую (бюджетную и через предпринимательские структуры) поддержку русских детских садов, школ, высших учебных заведений в бывших республиках СССР;

- финансовые, налоговые, таможенные и иные льготы для предпринимателей России и нового зарубежья, участвующих в реализации программ для русских, проживающих за границами РФ;

- создание негосударственных структур, работающих при поддержке государства с русской диаспорой;

- поддержку бизнеса представителей русских общин в новом зарубежье;

- постановку размеров финансовой помощи новым независимым государствам в прямую зависимость от обеспечения законных прав русских на их территории;

- предоставление помощи государствам ближнего зарубежья при условии выделения фиксированного процента от нее русским общинам на развитие образования, культуры, предпринимательства.

- участие русских из нового зарубежья в конкурсных отборах в российские вузы на общих основаниях с гражданами России, проживающими на ее территории;

- развитие в новых независимых государствах сети консульских эмиграционных служб для содействия тем нашим соотечественникам, которые приняли решение о переселении в Россию;

- публикация фактов дискриминации русского населения за рубежом. Мы выступаем за укрепление и развитие СНГ в качестве механизма, политической, экономической и военной интеграции новых независимых государств, за установление взаимовыгодных отношений со всеми странами - членами СНГ. Мы считаем бессмысленным и вредным введение искусственных таможенных барьеров. Но недопустимо приносить интересы российских граждан в жертву демагогическим заверениям о "дружбе навек", не подкрепляемым конкретным взаимовыгодным экономическим сотрудничеством.

Мы за то, чтобы Договор о коллективной безопасности действительно стал основой сотрудничества стран СНГ в этой области. Необходимо также разработать схему единой для стран СНГ системы охраны границ бывшего СССР с участием совместных вооруженных сил. Одной из важнейших задач остается неукоснительное претворение в жизнь решений о ликвидации ядерного оружия на Украине и в Казахстане.

В деле восстановления единого экономического пространства недопустимы суета и торопливость. Разумный порядок действий представляется следующим:

- учреждение межгосударственной ассоциации свободной торговли;

- создание таможенного союза, базирующегося на общем таможенном тарифе и скоординированной внешнеторговой политике;

- формирование общего рынка капиталов и рабочей силы;

- создание валютного союза.

Условия сотрудничества с нашими соседями необходимо ставить в прямую зависимость от их готовности учитывать в своей политике экономические, политические и стратегические интересы России.

Кредиты странам содружества надо предоставлять лишь под залог имущества, либо в обмен на сотрудничество в решении важных экономических, политических и военно-политических проблем.

* * *

Величие России не в восстановлении империи, а в благосостоянии ее граждан. Сила России - не в оружии, а в высоком интеллектуальном и нравственном потенциале народа. Величие России - в нас самих.

Наши приоритеты свобода, собственность, закон






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь