Россия отменит взимание платы за транссибирские перелеты иностранных авиакомпаний, чего долго добивались перевозчики. Случится это сразу после вступления страны в ВТО, заявил глава представительства ЕС в Москве Фернандо Валенсуэла. Основными получателями средств за пролеты были российские авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Волга-Днепр".
"Что касается пролетов через Россию, то этот вопрос также, в принципе, решен. Сборы за пролеты будут отменены, как только Россия станет членом ВТО", - отметил Валенсуэла, сообщает "Интерфакс". Как отметил представитель, в Евросоюзе подобные сборы рассматривают как дискриминационные.
"Хотел бы уточнить, что такие сборы всегда были и будут. Все компании, которые пролетают над территорией той или иной страны, всегда платят такие сборы, но когда речь заходит о транссибирских перелетах, то мы считаем, что эти сборы носят дискриминационный характер, потому что они оплачиваются только компаниями из стран ЕС", - приводит пояснения Валенсуэла Вести. ру.
Сибирские роялти иностранные компании платят еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. До 2000 года роялти принесли бывшему монополисту, по неофициальным оценкам, около $5 млрд, напоминает GZT. ru.
В ноябре 2006 года ЕС удалось достичь договоренности с российской стороной об отмене с 2013 года "пролетных" денег, взимаемых за транзитные авиарейсы над Сибирью в страны Восточной Азии.
В 2008 году на саммите ЕС-Россия в Хельсинки Россия согласилась начать постепенное снижение размеров роялти за пролеты самолетов европейских компаний над воздушным пространством Сибири.
Речь идет о немалых суммах. Плата за перелеты приносила стране порядка $400 млн. Как полагают аналитики, именно этот доход, частично распределяемый в пользу "Аэрофлота", позволил авиакомпании закончить с прибылью 2009 год несмотря на падение объемов перевозок. Как сообщала Lenta. ru, в 2009 году сумма роялти сократилась до 4,5 млрд. рублей. Учитывая размеры суммы, транссибирский налог вытягивал показатели компании не раз. Например, в 2008 году "Аэрофлот" свыше 11 млрд рублей.
"Но на сегодняшний день соглашение о модернизации платежей, принятое два года назад, не парафировано и находится на рассмотрении Министерства экономического развития, так как увязано со вступлением России в ВТО", - отметил РБК daily представитель Минтранса. Пока соглашение еще не подписано, хотя судя по темпам встраивания РФ в западный блок, это вопрос практически решенный.
А пока европейские авиакомпании адаптируются к нынешним условиям. Дело в том, что с новых маршрутов роялти за пролет над Сибирью не взимается. В 2007 году европейские министры транспорта договорились, что о создании единого фонда для оплаты транссибирских перелетов, куда будут отчислять средства компании, открывающие новые маршруты. Сумма выплат эквивалентна средней плате за выполнение перелета по данному маршруту минус 5%.
Несмотря на то, что ряд экспертов наряду с европейцами считают плату за транссибирские перелеты дискриминацией, подобную формулировку можно отнести разве что к практике непрозрачного распределения получаемых средств. Европейцы значительно экономят, используя российское воздушное пространство, а роялти можно переводить в виде субсидий российским перевозчикам в обмен на низкие цены на авиабилеты для пассажиров и перевозку грузов, перемещаемых с европейской части России на Дальний Восток, Сибирь и обратно. Это безусловно положительно сказалось бы на экономике страны и социальной защите населения.
В конце концов, по примерным подсчетам возможность спрямлять маршруты в Северо-Восточную Азию через территорию России позволяет европейским компаниям экономить топлива на $700 млн в год.
Это не единственные спорные уступки, на которые идет РФ в своем стремлении войти во Всемирную торговую организацию. В ходе переговоров между Россией и ЕС о вступлении России в ВТО принято также решение отменить пошлины для компаний из ЕС при железнодорожных перевозках по российской территории. В качестве других уступок РФ должна отказаться от пошлин на вывоз необработанной древесины, которая должна была стимулировать переработку сырья в России, а также постепенно снижать объем инвестиций в собственный агросектор.
Виталий Сальник
http://www.pravda.ru/economics/rules/30-11-2010/1059176-news-0/