Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

В госкорпорациях ищут потенциал



Госкорпорации ждут изменения. Однако потенциал модернизации экономики с использованием организационных возможностей этих структур далеко не исчерпан, полагают аналитики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). А изменение организационной формы не является панацеей, так как от проблем госкорпораций не избавлены другие крупные компании.

В России в форме государственных корпораций существуют семь промышленных и финансовых конгломератов: Внешэкономбанк (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), "Роснано", "Ростехнологии", "Росатом", "Олимпстрой" и Фонд реформирования ЖКХ. Они были созданы в 2007 году за исключением Агентства по страхованию вкладов, образованного в 2004-м.

Количество реально существующих в стране госкорпораций все же больше, чем их формальная численность. В частности, к ним можно также отнести два ОАО - Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Осенью 2009 года глава государства поставил вопрос, касающийся такой формы организации экономических субъектов, как госкорпораций. "Это не значит, что их нужно закрыть, они будут работать, но, в конечном счете, встанет вопрос: или акционерное общество, или ликвидация деятельности", - заявил тогда Дмитрий Медведев.

Позже президент в послании Федеральному Собранию Российской Федерации обозначил организационно-правовую форму в виде государственных корпораций в современных условиях как бесперспективную.
 
Как отмечают аналитики ИГСО в своем докладе "Госкорпорации как элемент модернизации российской экономики", подготовленном Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО) для ФГУ "Аналитический центр при правительстве РФ", создание госкорпораций является логичным для осуществления модернизационного рывка.

Российские госкорпорации чаще всего сравнивают с южнокорейскими чеболями или японскими дзайбацу. Но в отличие от российских ГК южнокорейские финансово-промышленные группы зачастую объединяют компании, действующие в разных отраслях промышленности. При этом по уровню концентрации производства и капиталов корейские чеболи значительно превосходят своих японских прародителей.

Такая форма позволила осуществить Южной Корее успешную модернизацию за счет помощи государства в обеспечении капиталовложений, создании льготных условий и едином финансово-административном контроле.

Впоследствии обозначились и проблемы чеболей - это неспособность некоторых групп расплачиваться по взятым кредитам, крайне высокая зависимость от конъюнктуры внешних рынков и коррупция. Тем не менее, именно чеболи позволили осуществить модернизационный рывок корейской экономике.

В РФ к непрозрачности, подозрениям в непомерной коррупции и хищениям добавляются сомнения именно в модернизационной эффективности госкорпораций и их способности внедрять масштабные инновации. Присутствует и долговая проблема. Относительно небольшой госдолг РФ приобретает иные масштабы с учетом долгов компаний с государственным участием. За вторую половину 2010 года корпоративный сектор взял в долг около $40 млрд, наиболее значительную часть средств привлекли госкорпорации.

"Пока деятельность госкорпораций - это скорее интересный потенциал для модернизации, чем результат. Но потенциал очевиден", - сказал в понедельник, 28 февраля, директор ИГСО Борис Кагарлицкий, презентуя доклад на пресс-конференции в "Интерфаксе". Как считает эксперт, потеря госкорпораций приведет к потере потенциала модернизации.

При этом эксперты ИГСО подвергли сомнению инициативу главы Счетной палаты Сергея Степашина о необходимости ограничения уровня зарплат в ГК до уровня зарплат чиновников. Это приведет к перетоку менеджеров среднего звена в дочерние структуры, что вызовет определенные экономические последствия.

"Это может привести к снижению уровня эффективности корпораций - тот же функционал будет выполняться не в ГК, а на стороне подрядчика. При сохранении уровня затрат, произойдет переток средств из фонда оплаты труда в платежи по госконтрактам, сопровождаемый замедлением принятия решений", - говорится в докладе ИГСО.


Анастасия Ромашева
http://www.bigness.ru/articles/2011-03-01/news/122383/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь