Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Теория >> Политические учения >>
Древний Восток

Особенности политико-правовой мысли Древней Индии


  Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать

 1. Её религиозный, духовный характер.

 2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания.

 3. Главный фактор её развития - религия.

 4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве.

 Выделялись две религии - брахманизм и буддизм. Это две противоположные религиозные концепции. Идейные расхождения между ними произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества. В Древней Индии варн было четыре:

 1. Варна жрецов (брахманы).

 2. Варна воинов (кшатрии).

 3. Варна землевладельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи).

 4. Низшая варна (шудры).

 Брахманизм.

 Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману".
Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные.

 Основные положения:

 1. Многобожие.

 2. Закон кармы (учение о переселении душ). Душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.

 3. Понятие дхармы. Дхарма - закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.

 4. Обоснование варн: они созданы богом.

 5. Обосновывалось неравенство людей. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность.

 6. Наказание и принуждение как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Внушение угнетенным мысли о бесплодности борьбы за улучшения условий жизни.

 7. О государстве:

а) существуют два вида власти - духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями - кшатриями).
б) верховенство духовной власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается).
в) в каждом государстве существует семь элементов: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники (указаны в порядке их убывающего значения).
г) занятия правителя: война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание преступников.
д) власть правителя - на совещательных началах с брахманами, приказы правителя имеют подзаконное значение (так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять).
е) государство представляет собой сдерживающее начало.
ж) существует два вида наказания:
  1. наказание царя,
  2.наказание после смерти (переселение души).

 Буддизм.

 Гаутама БуддаОснователь - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей.

 Основные идеи:
 1. Признание нравственно - духовного равенства людей.

 2. Критика системы варн и принципа их неравенства.

 3. Жизнь - это страдание, и источник этих страданий - сама жизнь. Страдания можно прекратить в этой земной жизни. Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване.

 4. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон.

 5. Ограничение роли и масштабов наказания.

 6. Не должно быть наказания без вины.

 7. В целом, невнимание к реальным политико-правовым явлениям, как к общей цепи земных несчастий.

 8. Буддизм сосредоточен на проблемах человека.

 Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буддизм получает распространение за пределами Индии. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.







   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь