Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Теория >> Политические учения >>
Западная Европа эпохи Возрождения и Реформации

Политико-правовые идеи реформации


 Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социальных взглядов, сердцевиной которых являлась мысль о само ценности личности, ее достоинстве и автономии, необходимости обеспечения условий для свободного развития человека. Актуальным стал тезис о том, что важнейший элемент достоинства индивида - гражданственность, служение общему благу. Раннебуржуазные политико-правовые концепции Возрождения и Реформации ускорили возникновение и установление новой эпохи всемирной истории - буржуазного строя.

 В этот период стала усиливаться государственная власть, ломавшая сопротивление феодальных властителей и обретавшая себе опору. Крупных феодалов, представлявших опасность для королевской власти, лишали былой независимости самыми различными способами, включавшими и насилие, и заговоры. Все более уверенные в себе монархи стали ограничивать власть папства, осуждать богатства церкви. Последовала реформа богослужения и закрытие монастырей.

 Реформация была направлена на восстановление в изначальной чистоте христианской религиозности. Данный признак был свойственен всем направлениям реформационного вероучения; он присутствовал в институциональных механизмах осуществления Реформации; им должен был обладать идеальный, с точки зрения реформаторов, тип устройства посюстороннего мира. Сердцевина желаемого ими устройства заключалась в особой модели соотношения индивида и коллектива. Для Реформации очень показательна обязательность жестокого подчинения человека общине.

 Центром Реформации стала Германия, а теоретиком - немецкий священник Мартин Лютер (1483 - 1546).Мартин Лютер

 Основные произведения Лютера - "О свободе христианина" (протестантское вероучение).

 1. Христианин свободен в вере. Право на сомнение, право толковать священное писание, право общаться с богом без посредников.

 2. Возрождает равенство христиан. Отвергает деление на служителей церкви и мирян.

 3. Отвергает власть папы. "Папская власть - греховное установление". Папа не является посредником между богом и человеком. Единственный посредник - священное писание.

 "К христианскому дворянству немецкой нации" 1520 г.

 1. Упразднение власти папы и епископата.

 2. Выборность священников.

 3. Упразднение монастырей.

 4. Конфискация имущества церкви.

 5. Упразднение канонического права и церковных судов.

 6. Реформа богослужения.

 7. Отмена безбрачия священников.

 "О светской власти"

 1. Свобода христианина касается только вопросов веры. В светской жизни главной обязанностью его является повиновение властям. Цель государства - сдерживание зла, присущего природе человека. Суть власти - насилие. Символ - меч. Реалистическое понимание власти.

 2. Отдавал предпочтение монархической форме правления. Церковь должна подчиняться светским законам. Верховенство государства.

 3. Утверждал, что государство не должно вмешиваться в вопросы веры, не преследовать инакомыслящих.

 Жан Кальвин Жан Кальвин, второе дыхание Реформации (1509 - 1564).

 В тот момент, когда лютеранство уже теряло свои силы, Жан Кальвин придал реформации новый импульс жизненной энергии. Его карьера проповедника началась в Париже, когда он впервые приобщился к идеям Лютера. Вынужденный год спустя, бежать из Франции, он опубликовал в изгнании свой главный труд "Наставление христианской вере".

 Основные идеи его учения:

 1. Возродил принцип абсолютного божественного предопределения. Все люди избранники или отверженные. Избранник: уверен в себе, имеет жизненный успех. Долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность.

 2. Довел до конца учение об организационных основах протестантской церкви, пресвитерианской церкви. Священники избираются, руководство осуществляет коллегиальный выборный орган - Синод, состоящий из выборных пресвитеров.

 3. Принцип взаимопомощи церкви и государства.

 Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности.

 Однако сам Кальвин в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной, требуя от христиан, выполняющих веления государства, думать, прежде всего, о боге.

 Сравнивая между собой традиционные со времен античности формы государства (монархию, аристократию и демократию), Ж. Кальвин отдает явное предпочтение аристократической организации. Это предпочтение он обосновывает тем, что преимущества аристократии, по его мнению, доказаны всем опытом истории и подтверждены волей бога.

 Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая практика Ж. Кальвина, который руководил Женевской консисторией (1541-1564). Эта консистория подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подвергались самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь