Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Программа капиталистического развития общества получила обоснование в буржуазной политэкономии и в политико-правовых теориях либерализма. Критика капитализма содержалась в многочисленных
социалистических и коммунистических теориях , появившихся в первые десятилетия XIX в. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В противовес буржуазному либерализму и индивидуализму социализм стал выражением гуманизма своей эпохи.
Социалистические (коллективистские, коммунистические)
теории поначалу получили распространение в Англии и особенно во Франции. В 20-40-е гг. XIX в. было опубликовано много различных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, содержащих социалистические идеи, больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Социалистические теории были многочисленны и разнообразны.
В XIX в. коммунистическими назывались теории, обосновывавшие идеал, близкий к идеям
Мора, Кампанеллы, Морелли, Бабефа и др. Тип общественного строя, за которым в марксистской терминологии установилось название "первая фаза коммунизма (социализм)", в XIX в. чаще назывался
коллективистским. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи "социальности" буржуазному индивидуализму и эгоизму. При всем своем многообразии политико-правовая идеология социалистов XIX в. существенно отличалась от предшествующих социалистических доктрин по своей методологии, содержанию и программным требованиям.
Основными идеологами этой теории были
Карл Маркс (1818-1883) и
Фридрих Энгельс (1820-1895).
Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений передовых стран XIX века: немецкой классической философии, классической английской политэкономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма как теории и программы рабочего движения многих государств.
Государство возникает как результат
естественного развития первобытного общества (в первую очередь - экономического), которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Государство и право - надстройка по отношению к экономической структуре общества.
Базис - производственные отношения - лежат в основании политической и юридической
надстройки и, являясь, тем самым, ее условием, определяют ее саму. В надстройке повторяются признаки, присущие базису. Марксисты говорят об определяющей роли экономики в социальных закономерностях, взаимоотношениях классов, историческом опыте, традициях культуры и внешнеполитических условиях.
Надстройка относительно самостоятельна и постоянно активна (государство и право в особенности).
В условиях разделения общества на классы надстройка реализует интересы только господствующего класса. В состоянии классовой борьбы аппарат государства становится учреждением, легитимно применяющим целенаправленное насилие в обществе для подавления своих противников. Это насилие будет существовать до тех пор, пока не будет устранена старая организация общества. Но классовая борьба как закономерность бытия общества, неизбежно приведет к диктатуре пролетариата.