Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Россияне выбирают поезд "по карману"



В сезон летних пассажирских перевозок услугами железных дорог воспользуется 36,8 млн россиян. Такой прогноз озвучил заместитель генерального директора ОАО "Федеральная пассажирская компания" Вадим Мишанин, анонсируя традиционную летнюю кампанию российских железных дорог.

Фактически четверть населения страны отправится к заветным отпускным местам на поезде, ведь железная дорога по-прежнему является наиболее доступным видом транспорта - как по географическому охвату, так и по ценовым характеристикам. И, как показывает статистика, около 70% пассажиров выберет наиболее экономичный вариант проезда: плацкарт или общий вагон. При этом плацкартные вагоны являются несомненным лидером по популярности среди пассажиров поездов дальнего следования - их предпочитает более половины (59%) пассажиров. Более трети пассажиров (37%) предпочитает купе, а 7% ездит в СВ.

Сегодня тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах регулируются государством, а убытки перевозчика частично компенсируются из федерального бюджета. Недостающую часть ОАО "РЖД" покрывает за счет прибыли от грузовых перевозок. Это позволяет государству поддерживать тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах на доступном уровне.

Однако уже в следующем году социальный сегмент пассажирских перевозок дальнего следования ожидают серьезные изменения. Первое - в 2011 году полностью прекращается субсидирование пассажирских железнодорожных перевозок за счет грузовых. Второе - государство рассматривает вопрос о возможности частичного дерегулирования перевозок в плацкартных вагонах. Это значит, что уже в ближайшие годы государственное субсидирование пассажирских перевозок может существенно сократиться.

Мнение граждан России о том, как могут повлиять инициативы по либерализации перевозок в плацкартных и общих вагонах на социальную мобильность населения страны, опубликовано в исследовании ВЦИОМа, проведенном в преддверии летних отпусков.

Кто пострадает от отмены субсидий на плацкарт?

По результатам опроса, наиболее часто в плацкартных вагонах ездят социально не защищенные группы населения: пожилые люди (старше 60 лет - 65%), а также те, кто по собственной оценке "едва сводит концы с концами", и те, кому "на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения" (70-71%).

Более двух третей россиян считает государственное субсидирование пассажирских перевозок необходимой мерой социальной поддержки населения, единственным способом сделать доступным перемещение по стране для значительной части малообеспеченных граждан. По мнению участников опроса, отказ государства от возмещения затрат на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах приведет преимущественно к негативным последствиям. Более половины опрошенных (56%) в такой ситуации ожидает роста цен на билеты в плацкартные и общие вагоны. На втором месте по частоте мнение о том, что при таких условиях люди будут реже ездить по стране (43%), лишаясь возможности свободного передвижения. Порядка 29% ожидает роста цен на проезд в купейных и СВ-вагонах. Почти каждый пятый опрошенный (18%) опасается в подобной ситуации роста социальной напряженности.

Россияне считают, что в проигрыше от прекращения субсидирования плацкартных перевозок окажется, главным образом, население нашей страны (71%). Такая же часть респондентов отмечает, что говорить об однозначном выигрыше государства или перевозчика в этой ситуации тоже нельзя.

Лишь треть россиян готова платить больше

Около пятой части (18%) опрошенных из числа пользующихся железнодорожным транспортом сказали о том, что в случае роста тарифов перестанут ездить поездами вообще. Таким образом, после повышения тарифов железная дорога может потерять значительную часть своих пассажиров. Лишь каждый третий опрошенный отметил, что при росте тарифов будет вынужден просто платить больше, так как поездом все равно получается ездить дешевле, чем, например, самолетом.

Чаще других говорят, что перестанут ездить поездами вообще, люди, чьи возможности по перемещению по стране и так существенно ограничены: пенсионеры и люди старше 60 лет (25-26%), с начальным и неполным средним образованием (26%), те, кто расценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (24%).

Пассажирские перевозки по железной дороге во всем мире убыточны, и вопрос сохранения их доступности для населения решается государством. В европейских странах, например, просто не нужно такого количества спальных мест в силу ее географических особенностей. Пересечь всю Европу можно за несколько часов в сидячем вагоне.

В России же ни государство, ни люди пока не готовы отказаться от недорогих железнодорожных перевозок на дальние расстояния. Статистика подтверждает, что даже гипотетическое предположение об отмене плацкарта вызывает опасения большей части населения страны (73%).

Можно понять железнодорожников, которые стремятся обеспечить безубыточность своему бизнесу: решение о
формировании эффективного рынка железнодорожных перевозок было принято правительством РФ более 10 лет назад, и программа преобразований отрасли постепенно воплощается в жизнь.

При этом сохранение доступности железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования - задача социальная и должна решаться на государственном уровне. Механизмы могут быть разными: государственный заказ на перевозки в плацкартных и общих вагонах, субсидирование перевозок в регулируемом сегменте... Для граждан России важнее всего результат - возможность выбрать вариант проезда в поездах дальнего следования "по карману".

К каким результатам может привести отмена государственного субсидирования пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах?

С таким вопросом редакция "Известий" обратилась к представителям органов государственной власти и экспертам.

Юрий Саакян,
генеральный директор Института проблем естественных монополий:

- Во всех странах мира пассажирские перевозки убыточны. Это связано с высокими затратами на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

При установлении экономически обосно-ванного тарифа российский пассажир будет не в состоянии купить билет, так как уже сейчас темпы роста доходов населения отстают от темпов роста тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом.

При отмене государственного субсиди-рования пассажирских перевозок в плац-картных и общих вагонах в поездах даль-него следования желающих поехать в таком вагоне за экономически обоснованную цену станет меньше. Это приведет к постепен-ному сокращению числа плацкартных и общих вагонов в составе поезда, отмене поездов.

Учитывая то, что перевозки в вагонах регулируемого сектора на сегодняшний день пользуются наибольшим спросом, при отмене государственного регулирования можно ожидать резкого снижения мобильности населения с низким и средним доходом. Кроме того, в этом случае не будет обеспечено свободное перемещение рабочей силы по стране и даже может произойти прекращение пассажирского сообщения с населенными пунктами, не имеющими других видов сообщения, кроме железнодорожного.

Государственное субсидирование пасса-жирских перевозок в дальнем следовании необходимо сохранить, но требуется изме-нить его форму. Такое субсидирование должно происходить не как возмещение убытков "постфактум", а иметь форму государственного заказа перевозки пассажиров в дальнем следовании в общих и плацкартных вагонах.

Александр Починок,
сенатор СФ от Краснодарского края:

- Согласно Конституции, должна быть обеспечена целостность государства и соблюдение прав человека. Следовательно, государство должно размещать госзаказ на перевозки, определять, где и какие маршруты вводить, причем определять это исходя из нужд населения. Конечно, с точки зрения бизнеса пригородные электрички, а также общие и плацкартные вагоны дальнего следования могут быть убыточными. Но обеспечить доступные перевозки - задача государства. Мы сейчас как раз вместе с Минтрансом разрабатываем закон "Об организации регионального железнодорожного сообщения в РФ". Предпосылки закона таковы, что на первом месте стоят государственные интересы. Исходя из социальной ситуации в каждом отдельном регионе определяется, сколько поездов на конкретном маршруте необходимо пустить, какой может быть максимальная цена билета и сколько готово доплачивать государство за такие перевозки. В любом случае, на первом месте должны стоять не размеры госсубсидий, а обеспечение возможности проезда граждан и целостности государства.

Сергей Гуриев,
ректор Российской экономической школы (РЭШ):

- Отмена государственного субсидирования означает, что вырастут цены на билеты в плацкартные и общие вагоны, а это, в свою очередь, скажется на мобильности населения с низкими доходами.

Надо отметить, что во многих странах государство субсидирует железнодорожные перевозки и делает это потому, что, во-первых, железнодорожный транспорт экономичнее, а во-вторых - экологичнее автомобильного. Само по себе субсидирование государством убыточных с точки зрения бизнеса перевозок - справедливое действие. Ведь, скажем, государство субсидирует автотранспорт путем строительства дорог.

Таким образом, можно сказать, что отмена субсидирования скажется на благосостоянии людей, а также сделает население менее мобильным, то есть затронет стратегические интересы страны.


Александр Ремезов
http://www.izvestia.ru/economic/article3142699/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь