Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Безденежье на бездорожье



Вероятно, в 2011 году в России не будет построено ни одного километра новых дорог. В ответ на сокращение финансирования глава Минтранса Игорь Левитин предлагает удвоить смету на ремонт существующих и полностью отказаться от строительства новых федеральных дорог. Ситуация с региональными трассами еще хуже - расходы будут в шесть раз ниже плановых.

Выступая в Госдуме, министр заявил, что Минфин планирует сокращение в 2011 году финансирования строительства новых дорог более чем вдвое. Вместо 450,1 млрд будет выделено 157,5 млрд рублей. Кроме того, предложено на три четверти сократить финансирование на содержание и ремонт дорог федерального значения в 2011 году.

Таким образом, правительство снимает с себя ответственность за решение одной из традиционных российских проблем. Масштабные инвестиции в автодорожную отрасль правительство планировало на 2010-2015 гг. За шесть лет на строительство новых и капремонт действующих трасс государство, согласно утвержденной транспортной ФЦП, собиралось потратить 3,25 трлн руб. Из-за кризиса от этих планов пришлось отказаться. В этом году на дороги должно быть потрачено 274 млрд вместо 370 млрд руб., напоминают Ведомости.

В 2011 году на дороги выделят всего 56,8 миллиарда рублей, что меньше планов федеральной целевой программы в восемь раз. В то же время Минтранс устами Левитина оценивает потребность в деньгах в 193,5 млрд рублей.

Ситуация с ремонтом региональных дорог еще хуже, отметил министр, - там наблюдается шестикратная нехватка средств. На 2011 год на региональные трассы планируется потратить 119 млрд рублей из необходимых по нормативам 650 млрд рублей.

Левитин настаивает на необходимости обеспечить финансирование на уровне 60% от нормативной потребности. "Мы будем просить правительство выйти на цифру хотя бы 100 млрд рублей, даже если придется отказаться от строительства новых дорог", - сказал он.

Новым источником финансирования строительства автодорог могли бы стать дорожные фонды, формируемые за счет акциза на топливо. Как заявил в мае на заседании правительственной комиссии вице-премьер Сергей Иванов, транспортный налог в России может быть отменен с 2011 года. Вместо налога будут введены повышенные акцизы на топливо, а полученные средства направят в федеральный дорожный фонд, финансирующий автодорожную инфраструктуру страны.

Примерный рост акцизов на бензин, дизтопливо и моторные масла может составить около трех рублей за литр. Однако 17 июня на совещании в Кремле президент Дмитрий Медведев подверг сомнению рациональность самой идеи дорожных фондов.

Проблема дорожной отрасли России состоит не столько в недостатке финансирования, сколько в невероятных масштабах воровства. Система прогнила насквозь и сколько туда не влей средств, чиновники и аффилированные с ними бизнесмены освоят любые деньжищи с хорошо известными всем итоговыми результатами. Тут уж либо вводить смертную казнь с демонстрацией расстрелов и повешений, либо вообще переходить на качественно новые виды транспорта, которые не требует дорог в принципе.

Средняя стоимость одного километра в ЕС - $6,9 млн, в Америке - $5,9. При этом в тех же США есть дороги, километр которых стоит и $2,5 млн, и $7,5 млн - все зависит от конкретных обстоятельств. В России же, если считать по ФЦП, средняя стоимость километра в 2010-2015 гг. составляет $17,6. При этом Краснодар и Новороссийск построены по цене $32 млн за км. Затраты на центральную кольцевую автодорогу, так называемую бетонку, - $40 млн. Трасса Москва - Петербург, 15-58 км, - $65 млн. Рекордсмен - Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, 1 километр которого в среднем стоит $140 млн., сравнивает экономист Никита Кричевский.

Сравнение километража свежепостроенных дорог в России и, например, в некогда отсталом Китае вызывает настоящий ужас. В Европе средняя скорость перемещения грузов - 1000 км в день. В России - 300 км в день. Себестоимость автомобильных перевозок в нашей стране в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%, тогда как в развитых странах данный показатель колеблется в районе 8%. За все это платит конечный потребитель, то есть мы с вами:

Остается надеяться на то, что резкое сокращение финансирования отрасли и сопутствующее давление сверху все же заставит чиновников обратить внимание на новые и более дешевые методы строительства и эксплуатации дорожного покрытия. В частности, проблему может решить переход к строительству цементобетонных дорог. Такие строятся в США и Европе, соответствующие советские технологии были в основном разработаны еще в 60-х годах. А сам принцип создания преднапряженных железобетонных плит был разработан в своей диссертации еще в 1936 году русским ученым Виктором Васильевичем Михайловым.

Главное преимущество цементобетонных дорог - в их высокой износостойскости. Это же и главное их слабость в нашем "королевстве кривых зеркал". Чиновникам и ремонтникам выгоден ремонт асфальтобетонного полотна раз в 3-5 лет, а не в 30-50 лет, как это происходит с цементобетонными дорогами.

Интересно, что строительство цементобетонных дорог способно решить проблему отходов добывающих производств. В России разработана и освоена уникальная технология механохимически активированного цемента, которая позволяет радикально повысить качество бетона при снижении расхода цемента, улучшить свойства и долговечность бетонных изделий, одновременно переработав малоиспользуемые отходы - горы (миллиарды тонн) зол, шлаков и природных мелкозернистых песков в преднапряженные железобетонные плиты для высококлассных и долговечных дорог, сообщает Международный промышленный портал.

Победа над "асфальтобенным лобби" (и его "битумной поддержкой") - это уже вопрос выживания страны как целого. По данным лидера движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, более 53 000 населенных пунктов страны не имеют постоянной связи с дорожной сетью страны.



Виталий Сальник
http://www.pravda.ru/economics/industry/19-07-2010/1041314-news-0/






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь