Треть опрошенных жителей крупных городов России с июля 2009 по июль нынешнего года увеличили ежемесячные расходы на товары первой необходимости. По данным исследования, наибольшая доля увеличивших траты отмечена у потребителей с уровнем дохода 'ниже среднего', 'средний'. Однако это не говорит о растущем экономическом благополучии.
Хотя сами исследователи придерживаются иной точки зрения. 'Полученные данные показывают общую экономическую тенденцию 'оттаивания' от кризиса, когда наблюдается рост затрат на различные группы товаров, в том числе и на товары повседневной необходимости. Однако затраты основной части населения все же не в полной мере достигли докризисного уровня. Что касается предпочтений относительно мест приобретения товаров, городское население за последние годы стабильно склоняется в сторону сетевых ритейлеров', - отмечает руководитель исследовательского департамента компании MAR Consult Ксения Маркова.
Между тем, традиционным признаком ростом благосостояния по стандартам развитых стран является сокращение доли трат на товары первой необходимости в бюджетах домохозяйств при растущем или сохраняющемся общем объеме потребления данных товаров. Особого роста потребления продуктов за отчетный год замечено не было. Зато по данным исследования, у трети опрошенных (30%) ежемесячные расходы на товары первой необходимости в течение минувшего года выросли.
При этом наибольшая доля увеличивших свои расходы отмечена у потребителей с уровнем дохода 'ниже среднего', 'средний' (до 100 тыс. рублей на домохозяйство). А наибольшее увеличения расходов отмечено в категории населения, чьи доходы на домохозяйство составляют 20-30 тыс. рублей.
Очевидно, что рост трат у этой группы населения связан отнюдь не с ростом благосостояния, а с реальным увеличением доли семейного бюджета, который направляется на покупку товаров первой необходимости. Увеличение расходов, по данным исследования, в среднем составило 19%.
Свыше половины жителей крупных городов (55%) не изменили размер затрат на товары повседневной необходимости. При этом, а уменьшение - 27% для тех, кто за год снизил уровень затрат на товары повседневной необходимости. Так, все опрошенные в среднем тратят на эти товары 2 630 руб. в месяц.
Основная часть респондентов (69%) удовлетворены качеством товаров повседневной необходимости. Наиболее популярными местами для покупок товаров повседневной необходимости являются сетевые супермаркеты (53%), гипермаркеты (44%) и с большим отрывом на третьем месте - несетевые супермаркеты (14%).
Наименьшим доверием у потребителей пользуются - рынки (7%) и ларьки-киоски (1%). Скорее всего, такое положение можно объяснить только практически полным отсутствием настоящих плодоовощных рынков. Ныне действующие рынки, благодаря, как сказали бы ранее, мафиозной системе перекупщиков и 'крыш', уже давно превратились в некие подобия торговых центров и супермаркетов...
Анатолий Мирановский
http://www.bigness.ru/articles/2010-08-30/news/114960