С 2011 года Россия переходит на электронные медицинские карты и удаленную запись к врачам. Об этом сообщил Директор департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития РФ Олег Симаков, выступая на презентации 'Компьютерные и информационные технологии в здравоохранении' в рамках VI Всероссийского форума 'Здоровье нации - основа процветания России'.
'В программе модернизации здравоохранения есть часть, связанная с информационными технологиями. Мы сегодня стоим на старте проекта информатизации', - сказал Олег Симаков.
По его словам, проект информатизации состоит из 4 этапов. В 2009-2010 года происходит разработка системного проекта и концепции развития информатизации в здравоохранении. Затем два года Россия будет внедрять электронную медицинскую карту, удаленную запись к врачу и подобными вопросами. 2012-2015 годы уйдут на наполнение электронной медицинской карты. А в 2015-2020 годах все медицинские учреждения уже заработают в автоматизированном режиме.
'Сейчас мы энергично с экспертами и разработчиками систем готовим первую редакцию электронной медицинской карты. Честно скажу, процесс идет очень тяжело. Мы оцениваем стоимость перехода на электронную медицинскую карту в пределах 3 - 3,5 млн руб. на стандартную систему', - рассказал Симаков.
Олег Симаков пояснил, что даст населению данное новшество. 'Мы имеем дело с миллиардом посещений лечебных учреждений в год. По каждому посещению выполняются операции, связанные с фиксацией, отображением этого посещения. Т.е. рутинные операции на бумаге, которую потом трудно обработать. Средний заведующий отделением от 5 до 15% своего времени тратит на оформление разного рода документации, отрываясь от врачебного времени. Информатизация здравоохранения выполнит целый ряд задач на различных уровнях - для государства, лечебных учреждений и простых людей', - сказал он.
'Автоматизация дает возможность лучше контролировать использование бюджетных средств, эффективнее расходовать ресурсы, в том числе финансовые, повысить рентабельность работы медицинских учреждений. В поликлиниках регистратура перестает быть "узким местом", сдерживающим поток граждан, сокращаются непродуктивные затраты времени у врачей - а, значит, поликлиники могут обслужить больше граждан. Если говорить о стационаре - стационарное лечение является финансово и фондоемким, автоматизация помимо повышения качества обслуживания позволяет улучшить планирование загрузки оборудования, усилить контроль за использованием фондов, бороться со злоупотреблениями и нецелевым использованием средств', - пояснил заместитель директора компании '1С' Павел Гудков.
В Новосибирске, например, уже действует программа модернизации службы скорой помощи. 'Все машины оснащены спутниковой навигацией. Благодаря информатизации диспетчеры имеют возможность присылать на вызов самую ближайшую машину. Уменьшилось время вызова', - говорит Директор МУЗ 'МИАЦ', главный специалист по медицинской профилактике главного управления здравоохранения мэрии Новосибирска Марина Фомичева.
'В Магнитогорской медсанчасти работает 2600 человек, 460 пользователей работают с базой данных, где пациент не только единица учета, но и хранятся его данные, результаты обследований. Все наши подразделения, а это 22 здания и 65 здравпунктов объединены в единую систему. Специалисты из каждого подразделения имеют доступ ко всему, что хранится в системе. Фактически это такая служба внутреннего интернета, это очень удобно. Введение такой системы позволяет избежать дополнительных исследований, управлять финансовыми ресурсами, мы можем оценивать труд каждого специалиста, управлять потоками медикаментов', - рассказывает главный врач медико-санитарной части Администрации города Магнитогорска и ОАО 'ММК' Марина Шеметова.
'Все подразделения окружной клинической больницы Ханты-Мансийского АО объединены в единую систему. Люди могут записаться к врачу по трем направлениям через регистратуру, по телефону и через терминал. В терминале расписание на две недели вперед. Человек выбирает удобное время, записывается, автоматически эта запись поступает в регистратуру и к доктору. К назначенному дню готовится амбулаторная карта. С октября мы планируем запустить запись по интернету и по мобильному телефону. За день до приема система позволяет подтвердить приход или не приход к врачу. Все лабораторные исследования передаются на рабочее место врача без бумажного носителя. Врач может прямо на рабочем месте получить результаты обследований. Так же работает система МРТ, томографии, все снимки передаются на рабочее место врача. Врач видит не только описание, которое написал рентгенолог, но и снимки.
Работает система учета материальных ценностей "аптека", "склад", где на каждого пациента есть персонифицированные затраты. Врач назначает препараты, данные сбрасываются на пост сестре, сестра выдавая препарат фиксирует это. В итоге у нас есть полный перечень затрат. Когда пациент выписывается, формируется электронная выписка, врачу не нужно ее писать', - делится опытом главный врач окружной клинической больницы Ханты-Мансийского АО - Югры Валерий Белоусов.
По словам Олега Владимировича Симакова, затраты на информационные технологии составляют 1,5 - 7%, что является средним отраслевым процентом затрат. При этом они дают реальную экономию средств и времени.
'Информационные технологии это не дешево и по аналитическим данным медицинские учреждения в Европе от 2 до 5% от оборотных средств расходуют ежегодно на информатизацию. У нас получается такая же пропорция в части затрат на обсуждаемый раздел работы. При этом хотелось бы отметить, что зачастую информационные системы покупаются, но не применяются должным образом в работе. Активное применение установленных и вновь развернутых информационных систем в нашем учреждении позволило заработать более 100 млн руб. за год и привлечь на лечение к 12 тыс. пациентам предыдущего года еще более 15 тыс.', - констатирует главный врач ФГУ 'Клиническая больница' управления делами президента Российской Федерации д.м.н. Елена Яшина.
'Медикаменты это очень затратная статья расходов. Когда мы внедрили программу по учету медикаментов - прохождение от больничной аптеки до конкретного пациента - мы получили экономию 30% по коду медикаментов. Внедрение систем управления по источникам, подразделениям, оценка доходности по каждому подразделению позволяет медсанчасти не просто выживать, а развиваться', - рассказывает Марина Шеметова.
В настоящее время многие страны приступили к реализации программы по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития.
Например, в Великобритании реализуется программа NHS Connecting for Health с общим объемом инвестиций до 2014 года порядка $25 млрд при численности населения примерно 60,5 млн человек. Аналогичные программы выполняются во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (30 стран).
В Европе, помимо национальных программ, реализуется единая программа Европейского Союза e-health, с общим объемом инвестиций около 317 млн евро.
В Канаде бюджет программы на информатизацию на период до 2009 года составил $1,3 млрд при численности населения около 39 млн человек. Аналогичная комплексная программа реализуется в США. Общие потребности в инвестициях в электронную медицину на ближайшее десятилетие: оцениваются в $21,6-$43,2 млрд.
Согласно экспертным оценкам, полномасштабное внедрение информационных технологий в медицине в США может привести к экономии до $77 млрд.
Но на пути к задуманному встают и трудности. Так, существующие информационные системы представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. В результате возможность интеграции существующих программных решений весьма ограничены.
Также очень важно предоставить врачам удобный интерфейс. Это сложная задача. Везде работают разные специалисты. На сегодняшний день нет универсального предложения по автоматизированному рабочему месту врача.
'591 постановление Правительства РФ, подписанное 2 августа с.г. открыло возможность реализовывать пилотный проект. В октябре 2010 года стартуют пилотные проекты по информатизации в федеральных медицинских учреждениях. Сейчас мы находимся на этапе уточнения технических требований к конкурсным мероприятиям. Времени мало, мы перешли уже практически на круглосуточную работу. Мы сделаем все, чтобы та часть работ, которая запланирована на этот год, была выполнена. Апробация проектов будет длиться до июля следующего года' - говорит Олег Владимирович Симаков.
Марина Волкова
http://www.bigness.ru/articles/2010-10-03/med/116935/