Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Современная Россия >>
Россия сегодня

Пенсий не будет, копите сами



Минздравсоцразвития предлагает сделать накопительную часть пенсии добровольной и вывести ее из-под контроля государства, сообщили в понедельник российские СМИ, что вызвало нервную реакцию в министерстве, которое с одной стороны признало, что нечто подобное рассматривается, но планов таких нет. По словам Голиковой, все дело в том, что кто-то что-то неправильно прочитал и перепутал "предложения в рамках предложений" с "обсуждениями в рамках обсуждений".

"В рамках различных предложений, поступавших от различных экспертов, были оценены самые разные предложения, но к этому конкретно предложению это не относится. Речь идет о финансовых оценках того или иного предложения, которые высказываются теми или иными экспертами", - цитирует министра РИА Новости.

На уточняющий вопрос, имеет ли это предложение какие-либо шансы, Голикова ответила: "Это все будет обсуждаться в рамках тех обсуждений, которые будут вестись по долгосрочному совершенствованию и сбалансированности пенсионной системы".

В общем, запутаться немудрено: Между тем, как уже писала Правда. ру, до конца текущего года Минздравсоцразвития РФ намеревается согласовать второй этап пенсионной реформы и приступить к его реализации. Соответствующий аналитический доклад направлен в правительство и именно там, как сообщает Минздрав, присутствуют различные варианты модификации пенсионной системы, в том числе, по-видимому, перевод пенсионных накоплений в разряд добровольных.

В целом же, Минздавсоцразвития обещает рассматривать перспективы реформирования пенсионной системы максимально прозрачно. Кстати, возможностях вывода накопительной системы из-под финансовой ответственности государства замминистра Юрий Воронин говорил и раньше.

"Одной из ошибок, допущенных в реформе 2002 года, было то, что частный по своей природе компонент, связанный с накопительным страхованием, в целях упрощения охвата населения был погружен в обязательное пенсионное страхование", - заявлял Юрий Воронин. Таким образом, в плоскости избавления государства от добровольного накопления вопрос рассматривается уже достаточно давно и причины резкого возбуждения прессы по данному поводу именно сейчас не совсем ясны. Реакция Минздрава также выглядит крайне нервной.

В начале марта стала просачиваться информации о концепции реформирования пенсионной системы. Она предполагала необходимость пересмотра правового статуса пенсионных фондов, которые в настоящее время являются некоммерческими организациями, а, следовательно, не могут оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия, производить реорганизацию, укрупнение, слияние, привлечение нового инвестора. Для тех граждан, которые более доверяют государству, чем частным компаниям, по примеру Казахстана, предлагалось создать специальный ГНПФ - Государственный накопительный пенсионный фонд, писала Правда. ру.

В нынешнем докладе министерства правительству, который только сейчас попал в распоряжение газеты "Ведомости", говорится о том, что с 2013 года государство планирует обязать работодателей отчислять 6% с застрахованного заработка работника в НПФ по собственному выбору либо по выбору работника. А средства "молчунов" будут направляться в специальный Государственный накопительный пенсионный фонд.

Все накопленное "молчунами", если они не выберут себе НПФ, можно передать в ПФР и включить в расчетный пенсионный капитал. Это, по данным управляющего средствами молчунов Внешэкономбанка, 733,3 млрд руб. на конец III квартала, заключают "Ведомости". Собственно, из этого и можно понять, что ближайшей целью реформирования то ли "недореформированной", то "перереформированной" пенсионной системы должно стать тривиальное затыкание дыр в бюджете на обеспечение нынешних пенсионеров.

Кстати, диапазон разрешенных инвестиций у пока гипотетического Государственного накопительного будет еще ниже, чем у нынешнего управляющего пенсионными накоплениями ВЭБа. Будущий ГНПФ будет спасать средства от инфляции на банковских депозитах, что само по себе может вызывать лишь улыбку у будущего пенсионера и, естественно, толкнуть его к негосударственным фондам. А уж что там наиграют на рынках эти фонды неизвестно никому.

Глядеть на столь любимые финконсультантами графики доходности многолетних инвестиций западных пенсионных программ не стоит. Они осуществлялись в рамках повышательного цикла экономики, то есть на растущих рынках. Инвестировать в бумажки с тем же успехом сейчас не получится.

Для сравнения, доходность инвестирования пенсионных накоплений "молчунов" Внешэкономбанком за первое полугодие составила 9,79% годовых при официальной инфляции в 4,4%. Это вполне прилично, так ведь и год можно признать относительно ровным и удачным, особенно, по сравнению с 2008, когда пенсионный фонд "попал" на 10 млрд рублей. А вот за период с 2004 по 2009 года средняя годовая доходность составила 6,63%, а это существенно ниже даже официальной размазанной инфляции "made in Росстат".

С 2004 по 2008 год количество "молчунов" сократилось с 98,1% лишь до93,2% от общей численности застрахованных лиц. Но их число остается очень высоким: 63,2 млн человек по состоянию на 2009 год. Инвестированием средств молчунов в качестве государственнойуправляющей компании занимается "Внешэкономбанк", главой наблюдательного совета которого является премьер-министр Владимир Путин.

Юридически накопительная часть пенсии "молчунов" принадлежит государству, но расходовать эти деньги, допустим, тратить на финансирование текущих пенсий, оно не может. По крайней мере, официально.

ВЭБ пытался частично приложить эти средства к ипотеке. С 1 июня стартовала госпрограмма по выдаче ипотеки под 11% годовых. Банки, кредитующие под такой процент, могут эмитировать облигации, обеспеченные ипотекой, а выкупать их будет ВЭБ. На эти цели государственная управляющая компания может потратить до 160 млрд руб. пенсионных накоплений.

Трудно понять отсутствие долгосрочной стратегии инвестирования данных средств с учетом интересов развития страны. Накопительную часть пенсии столь настойчиво спихивают на негосударственные фонды, что это выглядит уже просто неприличным на фоне зияющих инвестиционных дыр в инфраструктуре страны и низкой производительности труда.

Сейчас накопительная часть пенсии формируется у работников младше 1967 года рождения с 2004 года. На эти цели работодатели направляют 6% фонда заработной платы из общего пенсионного взноса в 26%. Еще 20% поступают в распределительную систему для обеспечения нынешних пенсионеров.

"Возникает логический вопрос: если работодатель ранее платил суммарно 26%, из которых часть уходила в НПФ, почему он будет платить дополнительные 6% после отмены накопительной части? Платежи останутся прежними. Только 6%, которые уходили в частные УК теперь будут идти государству", - отмечает аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада.

Впрочем, о работодателе могут позаботиться: есть предложение, чтобы эти 6% платил уже работник. Однако 80% будущих пенсионеров тратят свой заработок на текущее потребление. Выделять нужные здесь и сейчас 6% зарплаты на некие инвестиции с мутными перспективами они не будут. Выгоднее инвестировать в собственных детей, но если государство таким образом стимулирует рождаемость, то ему стоило бы прямо сообщить об этом гражданам. А если сообщить, то странно требовать, чтобы граждане добровольно рисковали своими "инвестициями", отправляя их, например, в армию:

Так или иначе, но среднесрочный фискальный выигрыш государства в этом процессе долговременного пенсионного реформирования становится очевидным. Оно в этом случае действует как корпорация, стараясь максимизировать доходы. А резкие движения вокруг "длинных денег" вообще запутывают ситуацию с объемами этих фондов. Страна движется к тому, что вообще никто не будет заниматься бизнесом "вбелую", со всеми предполагаемыми налоговыми отчислениями. Для бизнеса это лишняя нагрузка, для наемника - ненужные отчисления из зарплаты. Все условия для "зарплаты в конвертах" созданы.

В какой оффшор пойти на этот раз, по всей видимости, вновь подскажет государство. Просто нужно быть внимательным.



Сергей Николаев
http://www.pravda.ru/economics/finance/25-10-2010/1054752-news-0/






   
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь