Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:    Каталог политической системы общества >> Центральные органы государственной власти >> Судебная власть >>
  Найти:  

Конституционный Суд РФ
 
  Состав Конституционного Суда РФ
  Аппарат Конституционного Суда РФ
 
Общие сведения о Конституционном Суде РФ
 Прочный правопорядок, базирующийся на Конституции - необходимое условие и неотъемлемый элемент Конституционный Суд РФдемократического, федеративного, социального, светского правового государства, признающего, соблюдающего и защищающего права и свободы человека и гражданина. Такое государство немыслимо без сильной и независимой судебной власти, которой в России в сущности никогда не было. Требовалось создание институтов, гарантирующих утверждение конституционной законности во всех сферах жизни общества. Важнейшим таким институтом призван был стать независимый судебный орган, обеспечивающий конституционный контроль в особой процедуре конституционного судопроизводства.

 Поэтому создание в России Конституционного Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым новым шагом вперед в развитии ее конституционного строя.

 Конституция Российской Федерации установила в статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Это

- проверка конституционности законов, иных правовых нормативных актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

- разрешение споров о компетенции; толкование Конституции Российской Федерации;

- дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в другом тяжком преступлении.

 Кроме того, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" 1995 г. ввел новое полномочие Конституционного Суда Российской Федерации - проверять по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в отношении инициативы референдума.

 Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и в заседаниях палат, одна из которых состоит из 10, а другая - из 9 судей. В пленарных заседаниях Конституционный Суд вправе рассмотреть любой вопрос, но некоторые дела подлежат рассмотрению и разрешению только в пленарных заседаниях (дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов других субъектов Российской Федерации; о толковании Конституции Российской Федерации; дача заключения о соблюдении порядка выдвижения против Президента Российской Федерации обвинения в тяжком преступлении, принятие послания Конституционного Суда, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Конституционного Суда, избрание Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря; формирование персонального состава палат, принятие Регламента и др.). Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда избираются на три года тайным голосованием большинством от общего числа судей.

 В заседаниях палат рассматривается и разрешается большинство дел, входящих в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Заседания проходят под председательством одного из судей - членов палаты в порядке установленной очередности.

 Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой его пленарных заседаний и председательствует на них, вносит на рассмотрение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях, представляет Конституционный Суд перед государственными органами, общественными объединениями и т.д.
 
 В Регламенте Конституционного Суда устанавливаются порядок определения состава палат, распределения дел между ними, определение очередности их рассмотрения, некоторые правила процедуры заседаний, делопроизводства в Суде, требования к работникам аппарата Конституционного Суда и др.

 В качестве принципов конституционного судопроизводства Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" определил независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, русский язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

 Конституционный Суд РФПри осуществлении своих полномочий судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Они выступают в своей деятельности в личном качестве и не представляют никаких общественных структур. Их правовые позиции, выражаемые в актах Суда, должны быть свободны от политических пристрастий. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда недопустимо и влечет предусмотренную законом ответственность. Сами судьи не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, находящимся в производстве Суда.

 Решение по делам принимают только те судьи, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Коллегиальность работы Суда имеет особо важное значение в свете его задач по проверке конституционности законов и других нормативных актов. Поэтому установлен высокий кворум для пленарных заседаний, составляющий не менее 2/3 от общего числа судей, и еще более высокий - для заседаний палат, составляющий не менее 3/4 их состава.

 Дела в заседаниях Конституционного Суда рассматриваются открыто,за исключением случаев, предусмотренных Законом о Конституционном Суде.Решения провозглашаются публично независимо от того, в открытом или закрытом порядке рассматривалось дело.

 Заседание по делу проходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Пока пленум Суда или соответствующая палата не приняли решения по делу или не отложили его слушание, они не могут рассматривать другие дела. Однако незавершенность рассмотрения дела пленумом не препятствует палатам по завершении рассмотрения своих дел переходить к рассмотрению следующих своих дел.

 Повод к рассмотрению дела - это обращение в Конституционный Суд управомоченных субъектов (запрос государственного органа или группы парламентариев о проверке конституционности нормативного акта, ходатайство государственного органа в споре о компетенции, жалоба частного лица или объединения на нарушение законом конституционных прав и свобод). Основанием же к рассмотрению дела служат обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации нормативного акта, проверка конституционности которого подведомственна Суду и конституционность которого оспаривается в обращении, либо подведомственный Суду спор о компетенции между государственными органами, либо неопределенность в понимании положений Конституции, либо выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

 Поступившее в Конституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда, который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". В случае несоответствия обращения требованиям этого Закона Секретариат уведомляет об этом заявителя, который вправе потребовать, чтобы решение по вопросу о соответствии было принято самим Судом. По устранении недостатков обращения заявитель может вновь его направить в Суд.

 Ежегодно в Конституционный Суд поступает около 11 тыс. обращений, однако лишь 2 - 3 % от этого числа отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Они становятся предметом рассмотрения в Суде.

 Председатель Суда поручает одному или нескольким судьям предварительно изучить обращение, что должно быть выполнено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. В течение месяца после этого Суд в пленарном заседании решает вопрос о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в этом. Основаниями для отказа служат неподведомственность поставленного в обращении вопроса Суду, недопустимость обращения или наличие сохраняющего силу более раннего постановления Суда по такому же вопросу. Суд может прекратить производство по делу, если к началу рассмотрения или во время него акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу, кроме случаев, когда действием акта нарушены конституционные права и свободы граждан. В течение месяца после принятия обращения к рассмотрению Суд в пленарном заседании должен решить вопрос о назначении дела к слушанию, определив его очередность. Если два или более обращения касаются одного предмета, Суд может соединить их в одном производстве.

 По окончании слушания Суд, будь то пленум или палата, в закрытом совещании принимает решение. Итоговые решения по вопросам о конституционности нормативных актов, по спорам о компетенции и о толковании Конституции Российской Федерации именуются постановлениями, итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации - заключением, а прочие решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, - определениями. Судья, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое публикуется вместе с решением. Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания судьями. Оно публикуется в официальных изданиях Российской Федерации, а также тех субъектов Российской Федерации, которых оно касается. Оно также публикуется в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.







 
Предложения партнеров
https://adres-tablichki.ru/o-kompanii/
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь