В 1761 г. ушла из жизни русская императрица Елизавета Петровна Романова, дочь Императора Петра I. Елизавета родилась 18 декабря 1709 года. 6 марта 1711 года она была объявлена царевной, а 28 декабря 1721 года цесаревной. На престол Елизавета вступила 25 ноября 1741 года и через 5 месяцев, в апреле 1742 года торжественно короновалась.
Когда подошло время замужества Елизаветы, Остерман, занимавший пост вице-канцлера, начал строить планы относительно брака принцессы с занявшим престол Петром II, который приходился Елизавете племянником. Планы Остермана вызвали противодействие со стороны Меншикова и церкви, запрещавшей браки между родственниками. После воцарения Анны Ивановны Елизавета продолжала проживать в своем подмосковном имении и была очень далека от тогдашней политической жизни. Только по приказанию императрицы она переселилась в Петербург. Она жила здесь очень скромно, испытывая постоянную нужду в деньгах, носила простенькие платья из белой тафты и на свои средства воспитывала двух двоюродных сестер - дочерей Карла Скавронского, старшего брата императрицы Екатерины I. В это время Елизавета была не в чести у знати, поскольку было известно, что Анна не любила ее. Зато двери елизаветинского дворца были всегда открыты для солдат и офицеров императорской гвардии, которые неизменно встречали во дворце радушный прием.
Однако, Елизавета не была изолирована от светской жизни Петербурга. Она по-прежнему появлялась на балах и славилась как необыкновенная красавица. Жажда власти была совершенно не в характере Елизаветы. Она не принимала участия ни в одном из предшествовавших государственных переворотов и даже не старалась заявить о своих правах на престол. Если она и оказалась в 1741 году вовлеченной в вихрь политических событий, то обязана была этим скорее внешним обстоятельствам, чем склонностям своей натуры. После смерти Анны в Петербурге началось сильнейшее брожение умов. Начались разговоры о возможном перевороте. Быстро составился заговор, который почти немедленно приведен в исполнение. Переворот произошел в ночь на 25 ноября, члены правящей фамилии были арестованы и отправлены в крепость. Опала постигла лишь немногих придворных. В вице-канцлеры на место Остермана был возведен Алексей Бестужев. 23 февраля императрица выехала со всем двором в Москву для коронации, которая состоялась 25 апреля. Так началось веселое царствование Елизаветы.
Царствование Елизаветы было одним из самых славных времен в истории Российской империи. Объявив о возвращении к курсу Петра 1, измененному "немецкими временщиками", Елизавета восстановила Сенат в качестве высшего государственного органа. Вместо Кабинета министров была восстановлена личная императорская канцелярия, что усиливало власть правителя. Начиная с конца 40-х годов, фактический руководитель правительства П.И. Шувалов провел важные мероприятия в экономической, социальной, военной и административной жизни. Отмена внутренних таможенных пошлин и увеличение пошлин на ввозимые товары увеличивали доходы казны и способствовали формированию всероссийского рынка. В 1744- 1747 была проведена вторая перепись податного населения, позволившая упорядочить взимание налогов. Елизавета отказалась от курса Петра 1 на секуляризацию церковных и монастырских земель, восстановила гетманствои дала Малороссии многие льготы. Е., дав обет "никого не казнить смертью", не санкционировала ни одного смертного приговора. Еспособствовала развитию наук. На время ее царствования приходятся расцвет деятельности М. В. Ломоносова, открытие в 1755 Моск. ун-та, строительство Зимнего дворца Ф.Б. Растрелли, учреждение первого русского театра Ф.Г. Волкова. Впрочем, во внешней политике императрица руководствовалась более личными пристрастиями, нежели тонким расчетом. Она терпеть не могла прусского короля и дважды успешно воевала с ним. Только внезапная смерть русской государыни спасла Фридриха II от полного разгрома. Известно, что Елизавета имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Страсть к нарядам и к уходу за своей красотой у императрицы граничила с манией. Долгое время вынужденная стеснять себя в этом смысле по экономическим соображениям, она со дня восшествия своего на престол не надела двух раз одного платья. При дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы - то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом.
Вместе с тем Елизавета была очень религиозна. Она проводила в церкви многие часы, стоя коленопреклоненной, так что даже иногда падала в обморок. Но и здесь прирожденная лень давала себя знать во многих забавных мелочах. Совершая пешком паломничество в Троицу, Елизавета употребляла недели, а иногда и месяцы на то, чтобы пройти 60 верст, отделявшие Москву от монастыря. Случалось, что, утомившись, она не могла дойти пешком три-четыре версты до остановки, где она приказывала строить дома и где отдыхала по несколько дней. Она доезжала тогда до дома в экипаже, но на следующий день карета отвозила ее к тому месту, где она прервала свое пешее хождение. Елизавета строго соблюдала посты, однако не любила рыбы и в постные дни питалась вареньем и квасом, чем сильно вредила своему здоровью.
Среди мужчин, всегда игравших большую роль в жизни Елизаветы на первом месте долгое время стоял Алексей Григорьевич Разумовский, по происхождению украинский казак, певший в императорской капелле. В конце 1742 года она сочеталась с ним тайным браком в подмосковном селе Перове. После этого Разумовский поднялся на недосягаемую высоту. Поселившись во дворце, в апартаментах, смежных с покоями государыни, он сделался открыто признанным участником всех удовольствий Ее Величества, со всеми внешними признаками почета, принадлежащими принцу-супругу.
С 1757 года здоровье Елизаветы резко ухудшилось. Она то и дело лишалась чувств, а после очень тяжело приходила в себя и в течение нескольких дней чувствовала себя такой слабой, что не могла внятно говорить. В довершение несчастья на ногах у нее открылись незаживающие раны и кровотечения. 12 декабря 1761 года у нее появился упорный кашель и кровохарканье. Через десять дней, после нового сильного кровотечения врачи объявили, что положение императрицы безнадежно. Она исповедовалась и причастилась. Но мучительная агония продолжалась еще несколько дней. Смерть наступила 25 декабря.