Russian Information Network
English
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

  Вы находитесь:   [an error occurred while processing this directive]Персоналии >> Правители

Боголюбский А.Ю.

Андрей Боголюбский Андрей Юрьевич Боголюбский, князь Владимирский (1157-1174)

Великий князь суздальский, сын Юрия Долгорукого. Первые упоминания о нем в летописях относятся ко времени знаменитой борьбы его отца Юрия с племянником Изяславом Мстиславичем, не по праву занявшим киевский стол. Под Луцком Андрей показал чудеса храбрости. Не известив братьев, он с дружиной пошел отражать вылазку, предпринятую из города; прогнав врагов, он в запальчивости не заметил, что дружина отстала от него и что он один очутился в толпе обступивших неприятелей; только два "детских" (члены младшей дружины), и то позднее, последовали за ним. Андрей был ранен двумя копьями; какой-то немчин напирал на него с рогатиной. Помолясь св. Федору, память которого празднуется в тот день, Андрей вынул меч, отбился и ускакал из окружавшей его толпы. Когда он был вне опасности, раненый конь его пал, и Андрей велел похоронить его над рекою, "жалуя комоньство его", прибавляет летописец.

В 1155 г. Юрию Долгорукому удалось окончательно утвердиться в Киеве; тогда он посадил Андрея близ себя в Вышгороде. Здесь Андрей не усидел и уехал в Суздальскую землю; с собой он увез из Вышгорода икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона, впоследствии названная Владимирской, стала величайшей святыней северо-восточной Руси. Предание говорит, что, не доезжая одиннадцати верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился, что было принято за предзнаменование, и здесь Андрей поставил город Боголюбов, свое любимое местопребывание.

Стольный город своего княжества - Владимир - он старался украсить церквами и хоромами. В первые десять лет своего правления Андрей почти не вмешивался в дела других русских областей, хотя в это время уже выявилось его преобладание над князьями рязанскими, смоленскими и полоцкими, впоследствии участвовавшими в его походах. Тогда же заявил он притязание на Новгород. В 1164 г. вступил в борьбу с волжскими булгарами, которые хотя и не были ближайшими соседями Суздальской земли, но находились с нею в торговых сношениях. Андрей выступил сам в поход, взяв с собой Владимирскую икону Божией Матери в знак религиозно го значения войны с мусульманами. По переходе через Волгу совершили торжественное молебствие; булгары были наголову разбиты, взято несколько их городов, в том числе знаменитый Брахимов.

В марте 1169 г. был взят "на щит" и разграблен Киев; здесь Андрей посадил брата своего Глеба, а после его смерти - Романа Ростиславича; но скоро он рассердился на Ростиславичей, поверив клеветникам, уверявшим, что они дали убежище убийцам брата его Глеба. Ростиславичи отказались выдать обвиняемых и заняли Киев. Андрей требовал, чтоб они вышли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив голову и бороду послу, огправил его сказать Андрею: "До сих пор мы любили тебя как отца, но если ты прислал с такими речами не как к князю, а как к подручному и простому человеку, то делай, что задумал, и Бог нас рассудит". Впрочем, скоро Ростиславичи вновь перессорились между собой и опять обратились к Андрею.

29 июня 1174 г. Андрей был убит своими приближенными. Он велел казнить одного из братьев своей первой жены, Кучковича. Брат казненного, Яким, составил на жизнь великого князя заговор, в котором приняли участие зять его Петр Курков и ключник Андрея Анбал Яссин (т.е. представитель племени яссов, предков нынешних осетин). Всех заговорщиков было 20 человек. Убийцы сломали дверь и ворвались в спальню. Князь вскочил, стал искать меч св. Бориса, который всегда висел над его ложем; но меч еще накануне был снят Анбалом. Двое убийц схватили его. "Горе вам, нечестивые, - говорил Андрей, - зачем хотите походить на Горясера (убийца св. Глеба)? Какое зло я вам сделал? Если прольете мою кровь, то Бог отомстит вам на небеси". Петр отсек князю руку. "Господи, в руци Твои предаю дух мой", - сказал Андрей и умер.

Два дня пролежало тело князя на паперти; на третий день пришел Арсений, игумен от Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь, положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. Граждане же боголюбские все это время продолжали грабить дворец, а также дома тиунов, посадников и иностранных строителей храма; то же было и во Владимире.

Наконец волнение унялось; владимирцы пошли с носилками в Боголюбов и перенесли тело. Народ плакал. Андрей был погребен во владимирском Успенском соборе. Церковь признала его святым. Есть предание, будто Всеволод Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Пловучее озеро (в трех верстах от Владимира; Татищев называет его поганым) и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны.

Есть известие, что в убийстве участвовала и вторая жена Боголюбского, родом тоже из яссов (осетинка). Из детей Андрея пережил отца только один Юрий, княживший в Новгороде.






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь