Russian Information Network
Каталог политической системы общества 
Центральные органы государственной власти
Региональные органы государственной власти
Общероссийские общественные объединения
Региональные общественные объединения
История 
Происхождение древнерусского государства
Государство и власть в разные периоды
Персоналии
Теория 
Теории происхождения государства
Политические учения
Государство
Власть
Типология государств
Современная Россия 
Основы конституционного строя
Россия сегодня
best-newmovies.net


Тесты
Новости
RIN.ru

Эксперты призвали к реформе системы ОМС

В Государственной Думе 10 декабря состоялись парламентские слушания на тему: "Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Проблемы и перспективы", организованные Комитетом по охране здоровья. В мероприятии приняли участие депутаты, представители Минздрава, ФФОМС и территориальных фондов ОМС, научных учреждений, медицинских страховщиков и экспертного сообщества. Вел заседание заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев.



Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал представил законопроекты, находящиеся на рассмотрении профильного комитета и направленные на переход медицины на страховые принципы, в частности, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Законопроектом предусматривается увеличение минимального размера уставного капитала компаний-страховщиков ОМС с 60 до 120 млн. рублей, повышается ответственность субъектов и участников обязательного медицинского страхования и уточняются источники формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования за счет доходов бюджета территориального фонда. Более подробно раскрыла содержание законопроектов Председатель ФФОМС Наталья Стадченко.

В выступлениях участников слушаний преобладали критика существующей системы ОМС и оценка запланированных Минздравом и ФФОМС мероприятий по переводу системы ОМС на страховые принципы как явно недостаточных. Первый заместитель директора ФГБУ "Центральный НИИ организации и информации здравоохранения" Юлия Михайлова выступила от имени создателей системы ОМС в 1991 году, чьи идеи были, по ее словам, извращены: "Ни в одной стране мира, использующей социальное страхование здоровья, [в нем] не участвуют коммерческие страховщики, посредничающие между государством и государственными же лечебными учреждениями и превратившие социальную идею в коммерческий бизнес на костях". По её мнению, крупные страховщики МАКС, РОСНО и другие получают огромные прибыли на социальном страховании, выступая в качестве посредников (которые в социальном страховании запрещены). "Система ОМС разрушается и никакие ваши прибамбасы, никакие ваши бантики изменений в эту систему не внесут", - уверена Михайлова. По её мнению, в социальном страховании не должно быть коммерческих компаний, они бездействуют, "потому что деньги валятся с неба". Через двадцать лет после внедрения, по требованию МВФ, страховой системы здравоохранения профессор резюмировала, что коммерческие страховые компании в системе ОМС сегодня - "как раковая опухоль на теле обязательного медицинского страхования".

Её позицию поддержал депутат Николай Герасименко, напомнив об ответственности государства за социальную составляющую медицинского страхования и о том, что, по существу, страховщиком ОМС является именно государство. Депутат констатировал, что "огромный объем, исчисляемый миллиардами рублей, уходит на приписки в поликлиниках, но самые большие приписки идут в стационарах". "Страховые полисы формально выдаются, страховщики пациентов не защищают и даже не анализируют истории болезней застрахованных пациентов, совершенно не учитывается качество лечения". Депутат предложил создать рабочую группу для детального анализа сложившегося положения.

Первый заместитель директора по научной работе ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко", эксперт КГИ Александр Линденбратен уверен, что страховые принципы - принципы любого медицинского обеспечения, основой которого являются страховые риски. Меры экономического стимулирования, повышения профессионального образования, формирование полноценного тарифа, по его мнению, важнее, нежели методы наказания, а экономия на здоровье приведет, в конечном счете, к снижению экономического потенциала.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович считает, что необходимо разделить социальное и коммерческое медицинское страхование, исключив коммерческих страховщиков из системы ОМС. По её мнению, нужно переходить к анализу здоровья нации и показателей снижения смертности, и не при помощи огромного количества экспертов в страховых компаниях, якобы контролирующих врачей, но не влияющих на качество медицины. Она также предложила "проинвентаризировать все средства, направляемые в структуру ОМС", исключив коммерческих страховщиков и оставив им только клиентоориентированную нишу ДМС (добровольного медицинского страхования).

Ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, эксперт КГИ Андрей Рагозин в своем выступлении обратил внимание на ключевую, с его точки зрения, проблему системы ОМС - она не является ни коммерческой страховой, ни социально-страховой, ни бюджетной. Результатом этой химерности стали хаос и низкая эффективность системы. При этом большинство "старых" стран Европы используют именно бюджетную модель как наименее затратную и наиболее эффективную. Если же переводить ОМС на страховые принципы, то сначала надо выбрать одну из существующих страховых моделей (социальную или рыночную) и учесть связанные с ними риски. Эксперт считает предусмотренное законопроектом увеличение уставного капитала страховщиков ОМС лишь инструментом монополизации (нерыночного вытеснения мелких игроков с помощью административных механизмов) и "декорацией" существующей системы, поскольку в сегодняшнем "нерисковом" посредническом ОМС тема надежности страховщиков не актуальна, а у всех основных страховщиков ОМС уставной капитал давно превышает запланированные законопроектом суммы. Если же речь идёт о реальном переходе на рисковое ОМС, то, по мнению Рагозина, этого увеличения капитала недостаточно - с учетом высокой убыточности рискового медицинского страхования (а также того, что бюджет ОМС примерно в 4 раза превышает размер "реального" страхового рынка), обеспечить надежность гарантий негосударственных страховщиков ОМС может лишь их суммарная капитализация, примерно в 4 раза превышающая капитализацию всего страхового рынка России - сейчас в стране просто нет источников такого капитала. Первоочередными задачами эксперт считает создание единой национальной системы здравоохранения России (включение в систему ОМС или приватизация госкорпоративных и ведомственных лечебных учреждений); законодательное определение доступности медицинской помощи, разработка её стандартов и механизмов обеспечения, возложение прямой ответственности за неё на Минздрав и ФФОМС; создание единой системы учета затрат ЛПУ на оказание медицинских услуг в ОМС и расчета их себестоимости, а на её основе - создание системы контроля экономической эффективности ЛПУ и формирование экономически обоснованных тарифов ОМС.

Президент Общероссийской общественной организации "Лига защиты пациентов" Александр Саверский предложил вернуться, по его словам, "к самой лучшей модели здравоохранения - бюджетной, которая была в Советском Союзе, которую сейчас копирует весь мир". "Вместо этого за 25 лет эту систему разрушают с помощью страхования, увеличивая неопределенность, усугубляя положение и нарушая права пациента, гарантированные Конституцией", - уверен эксперт. Для разрешения конфликта интересов страховой компании и пациента он предложил создать структуру уполномоченного по делам пациентов.

"Произошел рейдерский захват системы ОМС страховщиками, севшими на денежные потоки, нет никакого медицинского страхования в стране", - заявил стоявший у истоков ОМС первый руководитель Фонда Владимир Гришин. Он предложил вернуться к изначальному плану реформ - к созданию проверенной опытом многих стран модели социального страхования здоровья. Гришин напомнил собравшимся, что идея обязательного включения коммерческих страховщиков в систему ОМС была навязана в 1991 году представителями МВФ.

Позиции страхового сообщества защищали Сергей Плехов - топ-менеджер ОАО "СОГАЗ" и председатель Комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов. Признавая определенные проблемы, они считают, что "без участия страховщиков все развалится", и предложили ряд инструментов, повышающих полезность участия коммерческих страховщиков в системе ОМС - например, суброгацию за вред, причиненный здоровью застрахованных.

Депутат Государственной Думы Лариса Фечина представила презентацию, посвященную неэффективности страхового механизма ОМС для финансирования скорой медицинской помощи, проиллюстрировав дисбалансы результатами проверок деятельности ФФОМС Счетной палатой за десять месяцев текущего года. Она предложила перевести службу скорой помощи на прямое бюджетное финансирование, вызвав аплодисменты в зале.

Несмотря на разные позиции, участники слушаний согласились с необходимостью формирования системы, "какая бы она ни была", а также регулярного мониторинга её работы и ужесточения контроля за прохождением средств ОМС через коммерческие банки.
Опубликовано: 16.12.2015
В российских регионах борятся за чистоту дворов
В природоохранном законодательстве Ростовской области ожидаются изменения, об этом поступила информация от комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области
Как не заболеть гипотиреозом
При снижении или полном выпадении функции щитовидной железы в организме происходит снижение содержания гормонов щитовидной железы, что приводит к заболеванию, которое называется гипотиреоз
Читать другие статьи






 
 
 Copyright © RIN 2003-
 * Обратная связь