В Средние века существовала казнь "под колоколом". Его звон медленно убивал человека. Уже тогда люди знали, что звук способен убить. Уровень шума в 30 дБ почти безвреден. Громкие звуки - до 80 дБ - переносимы. Звук в 150 дБ для человека смертелен. В современных мегаполисах шум достигает 100 дБ. Делайте выводы, господа, и не спрашивайте, по ком звонит колокол...
Как говорится, "покой нам только снится". Как правило, его нарушают шум машин, стройки и прочие шумовые эффекты. Большая часть территории Москвы угодила в зону слухового дискомфорта, говорят ученые. Молодые мамы не могут погулять с детьми, тихие парки давно перестали быть тихими.
На Воробьевых горах, куда приходят послушать тишину, приборы показывают 70 децибел. Это при том, что человеческому уху еще относительно комфортно при 55. У многих представителей фауны начали сдавать нервы. Первыми монотонный гул автомобилей не выдержали птицы и перестали гнездиться.
Моя подруга живет на Садовом кольце. Возле Курского вокзала. Редко когда она приходит на работу выспавшись. На окнах у нее двойные стеклопакеты, и она их никогда не моет. Потому что понимает: бесполезно. Да и от шума они не защищают.
Экологи уверяют: 70% территории Москвы - зона слухового дискомфорта. С этим надо как-то бороться. Но как? Московские ученые разрабатывают новое шумопоглощающее дорожное покрытие, с помощью которого удастся снизить уровень шума до 11 децибел. Пока же вокруг дорог возводятся шумозащитные экраны. Однако чисто технически их можно установить далеко не везде. К примеру, на Садовом кольце или на Тверской это нереально.
Взять те же стройки. Москва строилась, строится и будет строиться - это факт. А разве можно строить тихо? Поэтому в связи с постоянным развитием города, ростом объемов строительства, развитием транспортного комплекса в городе будут появляться все новые источники шума, прогнозируют экологи. По данным управления Роспотребнадзора по Москве, около 20% всех жалоб москвичей связано с повышенным шумом в жилых районах города.
Понятно, что такое положение требует немедленного принятия мер, особенно в спальных районах. Экологи предлагают ужесточить ответственность за нарушения, связанные с излишним шумом. В первую очередь это касается строительных организаций, на которые в большинстве случаев жалуются москвичи. Какие есть идеи на этот счет?
Например, в Москве планируется создать автоматические станции контроля авиашума, которые будут круглосуточно производить измерения. Они должны обеспечить доказательную базу для возбуждения административных дел по факту выявления нарушений допустимого уровня шума.
В октябре 2007 года правительство Москвы утвердило концепцию снижения уровня шума и вибрации в столице, согласно которой в городе должны были широко внедряться шумопонижающие технологии в отраслях городского хозяйства, в том числе шумопонижающие дорожные покрытия. Особенно это касалось социально значимых объектов - больниц, школ, детских садов.
В том же 2007 году на "горячую линию" департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы поступило 293 жалобы на повышенный уровень шума в ночное время от производства строительных работ. По всем жалобам провели измерения уровней шума, в результате превышение допустимого уровня в ночное время было выявлено на 41 объекте. Сотрудники департамента приостановили работы на двух строительных площадках, наложили штраф за превышение уровня шума и изъяли ордеры на строительство у организаций. Штрафы были наложены еще на 35 стройплощадок, руководителям 21 стройки запретили все работы в ночное время.
Но это, как говорится, капля в море. Москва по-прежнему глохнет от шума, люди по-прежнему не спят. Как с этим бороться? Быть может, новый мэр столицы возьмет на себя заботу о ее жителях?
"Как вы живете в этой Москве? - спрашивают меня родственники из провинции. - Везде грохот, шум, пыль, все куда-то спешат:" Вот так и живем. Да, зачастую нам это не нравится, но, как говорит в известном фильме герой Андрея Мягкова: "Я люблю этот город. Это мой город".
Анна Новикова
http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/10-11-2010/1056078-shum-0/